Военное дело Фоторепортаж

«Армата» — наше все: чем российский ВПК намерен поразить мир

0 18552

В подмосковном парке «Патриот» и его филиалах по всей стране продолжает работу международный военно-технический форум «Армия-2020». Форум стал площадкой для демонстрации современных образцов вооружения, военной и околовоенной техники и амуниции.

Новое — это хорошо забытое старое

© Ольга Соколова/Ridus

Первое впечатление, возникающее у любого, кто посещает форумы «Армия» регулярно, — это отсутствие на «Армии-2020» каких-либо крупных принципиальных новинок. Все, что представляется участниками выставки в качестве таковых, преимущественно уже давно разработанные и даже выпускаемые образцы, прошедшие модернизацию и всевозможные улучшения.

На самом деле в этом нет ничего необычного, и данная практика свойственна не только российскому военно-техническому форуму, но и всем аналогичным мировым выставочным площадкам. Принципиальные новинки появляются на них также нечасто, так как создание чего-то абсолютно нового в военно-технической индустрии — это дело долгих лет разработок и испытаний.

Что же касается «Армии-2020», то здесь гвоздем программы стали уже известные образцы техники и вооружений, доведенных до состояния начала массового производства, поставок в Вооруженные силы или на экспорт.

И снова «Армата»

Танк Т-14 «Армата»

Танк Т-14 «Армата».

© Ольга Соколова/Ridus

Несмотря на то, что семейство боевых машин, построенных на новейших платформах «Армата» (тяжелая гусеничная унифицированная платформа, на основе которой созданы основной танк Т-14, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и ряд других бронемашин), «Курганец-25» и «Бумеранг» уже демонстрировалось публике, на «Армии-2020» им также уделено центральное место.

БМП на базе унифицированной колесной броневой платформы «Бумеранг»

БМП на базе унифицированной колесной бронированной платформы «Бумеранг» .

© Ольга Соколова/Ridus

Это не удивительно, хотя бы потому, что в первый день форума стало известно, что «Армата» получила экспортный паспорт, о чем сообщил представитель корпорации «Ростех». В корпорации уверены, что «Армата» по своим техническим и боевым возможностям превосходит все танки мира, и «государство, на вооружение которого поступит этот танк, сможет значительно увеличить боевой потенциал своих танковых подразделений».

Перспективная российская боевая бронированная машина Т-15 на базе универсальной гусеничной платформы «Армата»

Перспективная российская боевая бронированная машина Т-15 на базе универсальной гусеничной платформы «Армата».

© Ольга Соколова/Ridus

В настоящее время танк проходит цикл дополнительных испытаний и модернизации по заказу Минобороны. Серийная поставка в войска ожидается в 2021 году.

Спорить с тем, что машины семейства «Армата» являются самым последним словом в мировом танкостроении, бессмысленно. Здесь российским инженерам действительно удалось сделать огромный шаг вперед, оставив позади себя американских, европейских, корейских и японских конструкторов тяжелой боевой техники.

Конечно, в ответ на это можно услышать довод о том, что в этих странах просто не уделяют танкам особого внимания, считая их устаревшим, малоэффективным и очень дорогим средством в условиях современного боя, отдавая предпочтение тактической авиации и беспилотникам.

Самоходный зенитный артиллерийский комплекс 2С38

Самоходный зенитный артиллерийский комплекс 2С38 «Деривация-ПВО».

© Ольга Соколова/Ridus

Серьезным минусом проекта «Армата» является и высокая стоимость боевых машин. Это серьезно затрудняет закупки их для российской армии, а также усложняет их экспорт. Как правило, основные покупатели российских танков предпочитают их другим из-за невысокой цены. Кто может стать внешним покупателем недешевой «Арматы», пока неясно. Возможно, это будут армии каких-то ближневосточных государств.

САУ «Коалиция СВ»

САУ «Коалиция СВ».

© Ольга Соколова/Ridus

Примечательно, что концепция семейства «Армата» учитывает и озвученные выше проблемы. Одним из главных его достоинств является заложенная в проект возможность беспилотного применения этих боевых машин. Если все это действительно окажется функциональным, то российская линейка боевых машин вполне может задать абсолютно новый тренд в военном деле. Если еще год-два назад о беспилотном использовании говорили как о чем-то принципиально возможном, то к началу «Армии-2020» все точки над i в этом вопросе были расставлены.

По данным разработчика «Арматы» концерна «Уралвагонзавод», танк Т-14 прошел испытания в беспилотном режиме. «Специалисты корпорации ведут работы по созданию роботизированных боевых машин переднего края. В ходе работ в беспилотном режиме тестировался в том числе танк Т-14 „Армата“», — отмечают в компании, указывая на то, что появление тяжелых беспилотных боевых машин — вопрос ближайшего будущего.

Серийные образцы

Танк Т-90М

Танк Т-90М.

© Ольга Соколова/Ridus

Важное место в экспозиции выставки занимают и модернизированные танки Т-90М и Т-80БВМ, на сегодняшний день уже хорошо знакомые многим по участию в военных парадах. Модернизированная техника представлена в качестве серийных образцов, поступающих на вооружение строевых частей.

Танк Т-80БВМ

Танк Т-80БВМ.

© Ольга Соколова/Ridus

Также на статической экспозиции выставки впервые представлена версия истребителя Су-57Э, предназначенная для экспорта за рубеж. Напомним, что Су-57 (ПАК ФА — перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, он же Т-50) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ «Сухого». Он оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики с высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Серийные поставки Су-57 в российские войска ожидаются уже в 2020 году.

Боевая машина поддержки танков БМПТ 72

Боевая машина поддержки танков БМПТ-72.

© Ольга Соколова/Ridus

САУ «Малка»

САУ «Малка».

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus