Пентагон приступил к радикальным изменениям целого ряда принципов и алгоритмов ведения войны, берущих начало на полях Второй мировой и отработанных за более чем полвека локальных войн и конфликтов. На этот раз серьёзные изменения предполагается внести в концепцию использования вертолётов. Такое решение грозит винтокрылым машинам постепенным вытеснением с поля боя и заменой на конвертопланы.
Основная идея данного шага сводится к увеличению скорости и дальности комбинированных воздушных машин по сравнению с традиционными вертолётами.
Боевое использование конвертопланов для Пентагона не является чем-то необычным. Ранее «Ридус» рассказывал о тяжёлом и неоднозначном боевом пути Bell Boeing MV-22 Osprey, прозванном в войсках «делателем вдов». Однако, несмотря на очевидные сложности и характерные проблемы конструкции, американские военнослужащие не намерены отказываться от данной схемы. Напротив, роль конвертопланов в войсках США и их союзников будет только расширяться.
Существуют все признаки, что Пентагон намерен заменить данными машинами значительную часть используемых сегодня в войсках вертолётов.
Прощай, Sikorsky
Как стало известно некоторое время назад, армия США планирует заменить проверенный десятилетиями безупречной службы вертолёт Sikorsky UH-60 Black Hawk на новый конвертоплан MV-75. Предполагается, что это произойдёт к 2030-м годам, то есть практически завтра.
Конвертоплан взлетает и садится наподобие вертолёта, но в остальном его функционирование в воздухе больше схоже с самолётом. По мнению американских стратегов, его использование может кардинально изменить принципы ведения войны армией США в течение следующего десятилетия.
Армия выбрала Bell V-280 Valor в качестве штурмового самолёта следующего поколения, разработанного для полётов дольше и быстрее, чем нынешние винтокрылые машины. Официально обозначенный как MV-75 вариант Bell V-280 Valor выбран Пентагоном для модернизации стремительно стареющего парка военных вертолётов.
Почти 50 лет UH-60 Black Hawk являлся рабочей лошадкой армии в воздухе. Армия планирует продолжать летать на Black Hawk в течение следующих нескольких лет, но не более того.
Bell V-280 Valor
Разработанный техасской аэрокосмической компанией Bell Textron конвертоплан V-280 спроектирован с учётом революционного увеличения скорости, дальности и манёвренности.
V-280 оснащён двумя турбовальными двигателями Rolls-Royce, что позволяет взлетать и приземляться вертикально, как вертолёт, и летать наподобие самолёта по примеру всё того же Bell Boeing MV-22 Osprey.
Чтобы претендовать на звание будущего армейского дальнего ударного самолёта, V-280 (MV-75) должен развивать крейсерскую скорость до 520 километров в час — почти в два раза больше крейсерской скорости Black Hawk.
Ожидалось, что конвертоплан сможет перевозить до 14 полностью экипированных бойцов или размещать внешнюю полезную нагрузку весом до 5 тонн.
Летательный аппарат должен иметь возможность работать на высоте около двух километров при температуре до +35 °С и пролетать не менее 3000 километров без дозаправки.
Заместитель начальника штаба армии США генерал Джеймс Мингус охарактеризовал MV-75 как «скачок вперёд в технологиях и возможностях».
«Он обеспечивает оперативную дальность, которая меняет то, как мы сближаемся с противником. Обеспечивает правильное сочетание скорости, полезной нагрузки и живучести, которого у нас никогда не было в одном летательном аппарате», — сказал Мингус на конференции Ассоциации армейской авиации США.
По словам генерала, идея всего проекта заключается в том, что каждый MV-75 может доставить более дюжины тяжеловооружённых бойцов практически в любое место, что позволяет застигать противника врасплох.
Новое время — новые машины
В 2022 году V-280 Valor компании Bell выбран в качестве будущего армейского штурмового самолёта дальнего действия вместо перспективного вертолёта Sikorsky-Boeing Defiant X. Таким образом, V-280 Valor стал частью более масштабных усилий армии по модернизации её воздушного флота, известных как Future Vertical Lift.
Армия планировала разработать новый вооружённый разведывательный вертолёт, известный как Future Attack Reconnaissance Aircraft. Но программа отменена в начале 2025 года в связи с приоритетом развёртывания MV-75.
По словам Мингуса, армия «не просто привержена программе, но стремится реализовать её как можно быстрее».
Буква «М» в обозначении аппарата указывает на многоцелевое назначение, а «V» — на возможность вертикального взлёта и посадки (VTOL).
Хотя конструкция MV-75 ещё не утверждена окончательно, ожидается, что будущий конвертоплан будет иметь базовый вариант, который будет включать функции, позволяющие адаптировать его к специальным операциям.
После перехода в стадию проектирования и производства в прошлом году Bell заключила контракт на создание шести прототипов MV-75. Техасская аэрокосмическая компания планирует осуществить первый полёт новой машины в 2026 году и начать мелкосерийное начальное производство в 2028 году. Поставка MV-75 в армию запланирована на 2030 год.
Ожидается, что конвертоплан следующего поколения будет использоваться для выполнения задач, связанных с вертикальным взлётом, воздушными налётами, морским перехватом, медицинской эвакуацией, боевыми поисково-спасательными операциями, оказанием гуманитарной помощи и иными целями.
В ожидании войны с Китаем
Модернизация воздушного флота армии Соединённых Штатов проходит на фоне подготовки Вооружённых сил США к потенциальному конфликту с Китаем.
Большая мобильность будущего парка летательных аппаратов имеет решающее значение для обширного Тихоокеанского театра военных действий. Местность состоит из разделённых большими расстояниями островных цепей, а армейская инфраструктура в регионе ограничена.
Инициатива Future Vertical Lift направлена на повышение выживаемости против китайских и российских систем ПВО за счёт оснащения будущих самолётов возможностями высокоскоростной авиации и снижения радиолокационной заметности.
Конвертоплан-беспилотник
На фоне усилий Пентагона по использованию искусственного интеллекта армия стремится интегрировать автономные и полуавтономные летательные технологии в свои системы, включая MV-75.
В декабре 2019 года V-280 Valor успешно завершил автономный испытательный полёт в исследовательском центре компании в Арлингтоне, штат Техас. При этом на борту оставалось два пилота, чтобы вмешаться в управление в случае необходимости.