Военное дело Технологии

Армия США откажется от вертолётов в пользу нового летательного аппарата

0 3748

Пентагон приступил к радикальным изменениям целого ряда принципов и алгоритмов ведения войны, берущих начало на полях Второй мировой и отработанных за более чем полвека локальных войн и конфликтов. На этот раз серьёзные изменения предполагается внести в концепцию использования вертолётов. Такое решение грозит винтокрылым машинам постепенным вытеснением с поля боя и заменой на конвертопланы.

Основная идея данного шага сводится к увеличению скорости и дальности комбинированных воздушных машин по сравнению с традиционными вертолётами.

Боевое использование конвертопланов для Пентагона не является чем-то необычным. Ранее «Ридус» рассказывал о тяжёлом и неоднозначном боевом пути Bell Boeing MV-22 Osprey, прозванном в войсках «делателем вдов». Однако, несмотря на очевидные сложности и характерные проблемы конструкции, американские военнослужащие не намерены отказываться от данной схемы. Напротив, роль конвертопланов в войсках США и их союзников будет только расширяться.

Существуют все признаки, что Пентагон намерен заменить данными машинами значительную часть используемых сегодня в войсках вертолётов.

Прощай, Sikorsky

Как стало известно некоторое время назад, армия США планирует заменить проверенный десятилетиями безупречной службы вертолёт Sikorsky UH-60 Black Hawk на новый конвертоплан MV-75. Предполагается, что это произойдёт к 2030-м годам, то есть практически завтра.

Sikorsky UH-60 Black Hawk. © wikipedia.org

Конвертоплан взлетает и садится наподобие вертолёта, но в остальном его функционирование в воздухе больше схоже с самолётом. По мнению американских стратегов, его использование может кардинально изменить принципы ведения войны армией США в течение следующего десятилетия.

Армия выбрала Bell V-280 Valor в качестве штурмового самолёта следующего поколения, разработанного для полётов дольше и быстрее, чем нынешние винтокрылые машины. Официально обозначенный как MV-75 вариант Bell V-280 Valor выбран Пентагоном для модернизации стремительно стареющего парка военных вертолётов.

Почти 50 лет UH-60 Black Hawk являлся рабочей лошадкой армии в воздухе. Армия планирует продолжать летать на Black Hawk в течение следующих нескольких лет, но не более того.

Bell V-280 Valor

Разработанный техасской аэрокосмической компанией Bell Textron конвертоплан V-280 спроектирован с учётом революционного увеличения скорости, дальности и манёвренности.

V-280 оснащён двумя турбовальными двигателями Rolls-Royce, что позволяет взлетать и приземляться вертикально, как вертолёт, и летать наподобие самолёта по примеру всё того же Bell Boeing MV-22 Osprey.

Чтобы претендовать на звание будущего армейского дальнего ударного самолёта, V-280 (MV-75) должен развивать крейсерскую скорость до 520 километров в час — почти в два раза больше крейсерской скорости Black Hawk.

Ожидалось, что конвертоплан сможет перевозить до 14 полностью экипированных бойцов или размещать внешнюю полезную нагрузку весом до 5 тонн.

Летательный аппарат должен иметь возможность работать на высоте около двух километров при температуре до +35 °С и пролетать не менее 3000 километров без дозаправки.

Заместитель начальника штаба армии США генерал Джеймс Мингус охарактеризовал MV-75 как «скачок вперёд в технологиях и возможностях».

«Он обеспечивает оперативную дальность, которая меняет то, как мы сближаемся с противником. Обеспечивает правильное сочетание скорости, полезной нагрузки и живучести, которого у нас никогда не было в одном летательном аппарате», — сказал Мингус на конференции Ассоциации армейской авиации США.

По словам генерала, идея всего проекта заключается в том, что каждый MV-75 может доставить более дюжины тяжеловооружённых бойцов практически в любое место, что позволяет застигать противника врасплох.

Новое время — новые машины

В 2022 году V-280 Valor компании Bell выбран в качестве будущего армейского штурмового самолёта дальнего действия вместо перспективного вертолёта Sikorsky-Boeing Defiant X. Таким образом, V-280 Valor стал частью более масштабных усилий армии по модернизации её воздушного флота, известных как Future Vertical Lift.

V-280 Valor. © wikipedia.org

Армия планировала разработать новый вооружённый разведывательный вертолёт, известный как Future Attack Reconnaissance Aircraft. Но программа отменена в начале 2025 года в связи с приоритетом развёртывания MV-75.

По словам Мингуса, армия «не просто привержена программе, но стремится реализовать её как можно быстрее».

Буква «М» в обозначении аппарата указывает на многоцелевое назначение, а «V» — на возможность вертикального взлёта и посадки (VTOL).

Хотя конструкция MV-75 ещё не утверждена окончательно, ожидается, что будущий конвертоплан будет иметь базовый вариант, который будет включать функции, позволяющие адаптировать его к специальным операциям.

После перехода в стадию проектирования и производства в прошлом году Bell заключила контракт на создание шести прототипов MV-75. Техасская аэрокосмическая компания планирует осуществить первый полёт новой машины в 2026 году и начать мелкосерийное начальное производство в 2028 году. Поставка MV-75 в армию запланирована на 2030 год.

Ожидается, что конвертоплан следующего поколения будет использоваться для выполнения задач, связанных с вертикальным взлётом, воздушными налётами, морским перехватом, медицинской эвакуацией, боевыми поисково-спасательными операциями, оказанием гуманитарной помощи и иными целями.

В ожидании войны с Китаем

Модернизация воздушного флота армии Соединённых Штатов проходит на фоне подготовки Вооружённых сил США к потенциальному конфликту с Китаем.

Большая мобильность будущего парка летательных аппаратов имеет решающее значение для обширного Тихоокеанского театра военных действий. Местность состоит из разделённых большими расстояниями островных цепей, а армейская инфраструктура в регионе ограничена.

Инициатива Future Vertical Lift направлена ​​на повышение выживаемости против китайских и российских систем ПВО за счёт оснащения будущих самолётов возможностями высокоскоростной авиации и снижения радиолокационной заметности.

Конвертоплан-беспилотник

На фоне усилий Пентагона по использованию искусственного интеллекта армия стремится интегрировать автономные и полуавтономные летательные технологии в свои системы, включая MV-75.

В декабре 2019 года V-280 Valor успешно завершил автономный испытательный полёт в исследовательском центре компании в Арлингтоне, штат Техас. При этом на борту оставалось два пилота, чтобы вмешаться в управление в случае необходимости.