Общество

Арт-образование для креативного класса: есть ли перспектива?

1 310

Москва переживает бум арт-образования. В столичных вузах и культурных центрах одна за другой открываются школы для искусствоведов, коллекционеров и молодых художников, появляются программы, посвященные арт-менеджменту или кураторству. Чаще всего это платные курсы, которые обещают за год-два сделать из любого желающего знатока в сфере искусства и даже выдать диплом. Эксперты затрудняются дать однозначное объяснение этому тренду.

По мнению декана факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия» Елены Ущековой, существенного увеличения количества людей, склонных к творчеству, в последние годы не произошло. Скорее, увеличилось число тех, кто готов обучать творческим профессиям.

«В центральном регионе открылось огромное количество курсов, семинаров, воркшопов, интенсивов и т.д. по фотографии, гончарному делу, флористике, живописи, интерьерному дизайну. Ведут их выпускники еще советских творческих вузов или талантливые (и не очень) самоучки с дипломами таких же курсов. Для меня это скорее признак того, что все эти получившие творческие профессии люди не нашли достаточного заработка в рамках креативной экономики и пытаются дополнительно заработать на стремлении людей к созидательной деятельности», - сказала она.

Вместе с тем Е.Ущекова считает, что способности к творчеству есть абсолютно у всех людей. Чтобы убедится в этом достаточно недолго понаблюдать за детьми. Вопрос в том, насколько человек готов идти по пути творческой профессии, став взрослым. Востребованность арт-образования всегда будет находиться примерно на одном уровне, потому что талантливых людей, способных сказать свое слово в творчестве, в каждом поколении примерно одинаковое количество.

«К сожалению, в России сейчас наблюдается абсурдная ситуация: любой человек, закончивший какие-либо творческие курсы, легко объявляет себя художником, дизайнером, продюсером, в принципе не понимая, что значат эти слова и какими навыками и компетенциями должен обладать носитель такой профессии. И эту ситуацию надо менять в первую очередь за счет повышения качества образования по творческим специальностям», - отметила она.
Справиться с этим под силу далеко не всем вузам и творческим школам. По данным Минобрнауки, на сегодняшний день 43 непрофильных вуза готовят режиссеров, актеров и операторов. Ежегодно они выпускают больше пяти тысяч таких специалистов.

В тоже время, Е.Ущекова считает, что рост интереса к арт-образованию не стоит связывать со становлением так называемого креативного класса.
«Информационный шум на тему креативного класса и креативной экономики начался давно, но по факту ничего нового в мире не происходит. В Великобритании даже есть соответствующее министерство, которое занимается развитием театра, кино, музыкального творчества, издательской, концертной и галерейной деятельностью. Ежегодно эти сферы дают 2% ВВП страны, но возникла британская «креативная экономика» в период самых жестких реформ, проводившихся Маргарет Тэтчер, и стала панацеей для тех территорий, откуда уходили индустриальные отрасли», - сказала она.
По мнению Е.Ущековой, сегодня следом за Европой российские студенты готовы верить в то, что творческие специальности могут обеспечить их престижной работой и высокими заработками. Однако в этом плане лучше ориентироваться на потребности рынка. «Если в столицах еще есть покупатели на услуги дизайнеров, архитекторов и художников, то в регионах их пока минимальное количество», - отметила она.

Говоря о современных тенденциях в области креативного образования, эксперт «Синергии» отметила, что основной интерес сейчас направлен на все, что можно отнести к специализации «hand made». Московским и петербургским трендом можно назвать предпроектные исследования в сфере дизайна, набирает обороты fine art - искусствоведение, специализирующееся на современном искусстве. В рамках этой специальности готовят кураторов выставок, владельцев галерей, специалистов по инсталляциям и перформансам. Но найдется ли всем выпускникам этих направлений место под солнцем - большой вопрос.