Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов потребовал отказаться от временного ввоза иностранных самолётов в интересах отечественного авиапрома. Обойдётся ли без них российская авиация, разбирался с «Ридусом» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Семнадцатого октября глава Минпромторга выступил перед Комитетом Государственной думы РФ по бюджету и налогам. При этом Гусаров заявил, что льготный режим временного ввоза самолётов из-за рубежа пора прекращать, иначе «у нас будет диспаритет для собственного производства и импорта».
«Необходимо прекращать режим временного ввоза. Может быть, не сию секунду... но когда будем иметь сертифицированные машины. Совершенно точно нужно уже сейчас декларировать отмену льготных режимов для импорта», — сказал Алиханов.
Впрочем, Гусаров не слишком оптимистичен. По мнению эксперта, российский авиапром сможет обеспечить полноценную замену импортному авиапарку страны в течение «десяти лет в лучшем случае».
«Предположим, в следующем году действительно будут сертифицированы МС-21 и „Суперджет-100“. Сколько самолётов сможет промышленность дать авиакомпаниям в ближайшие годы? Десятки машин каждой модели, а нужны сотни. Простые подсчёты показывают, что полное импортозамещение произойдёт в лучшем случае к 2035 году. И то не по всем типам воздушных судов. Есть ещё вопрос по дальнемагистральным самолётам. А что делать в это время авиакомпаниям?» — пояснил Гусаров «Ридусу».
Отраслевой эксперт напомнил, что за указанный срок ещё 337 самолётов (треть магистрального флота) будет списано российскими авиаперевозчиками. При этом предприятия страны за это же время успевают выпустить максимум 200 экземпляров.
«Надо подходить к вопросу аккуратно, чтобы промышленность поддержать и сделать нашу технику более привлекательной, но и рынок авиаперевозок не обрушить. Важно расписать какую-то реальную дорожную карту по отмене временного ввоза, чтобы не вышло, как с утильсбором на автомобили», — добавил Гусаров в беседе с «Ридусом».
Многие десятилетия в России действует режим временного ввоза, по которому авиаперевозчики ввозили зарубежные машины, подчас достаточно старые, без пошлин и уплаты налога на добавленную стоимость. Алиханов считает, что такой порядок «создаёт невозможные условия для конкуренции со стороны отечественного авиапрома».