Политика

Автобусный прайс

25 1939

 

Проход через турникет с валидатором в наземном транспорте Москвы. © Антон Новодережкин/ИТАР-ТАСС

Аукцион – конкурентная закупочная процедура, являющаяся торгами, победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

Московская программа развития транспортной системы на 2012-2016 годы предусматривает сокращение средней длительности поездки от дома до места работы на 15-20%. То есть, если сейчас вы добираетесь до офиса ровно час, в 2017 г. время поездки должно сократиться до 48-51 минуты. Только в 2012 году на эту благую цель будут потрачены 400 миллиардов рублей. Запомните эту цифру.

Интересно, что власти впервые назвали скорость перемещения наземного транспорта показателем качества. До этого считалось, что широкая маршрутная сеть, например, куда важнее скорости. И тут, конечно, невозможно не упомянуть валидаторы. Пассажиры жалуются, что именно валидаторы существенно увеличивают время поездки из-за больших простоев на остановках во время посадки пассажиров. Раньше власти заявляли, что таким образом уменьшается число безбилетников, а для того, чтобы увеличить скорость – увеличивали количество автобусов и троллейбусов на маршруте. Непонятно, правда, как сто медленных автобусов могут ехать резвее одного быстрого, но лучше об этом не думать.

По мере снижения скорости муниципального транспорта «платные пассажиры» пересаживались на маршрутки и собственные автомобили. В 2011 году выручка "Мосгортранса" на 22 миллиарда рублей состояла из субсидий, выплачиваемых бюджетом за перевозку льготников, и лишь 12,4 (эту цифру тоже стоит запомнить) миллиарда рублей получены предприятием от тех, кто оплатил поездку живыми деньгами. У компании были и другие доходы: всего в 2011 г. удалось выручить 37,5 млрд. рублей. То есть доля льготных денег в доходах перевозчика составила 59%. Данные озвучил директор Петр Иванов, который получил выговор за то, что в 2009 г. доля "социальных денег" в "Мосгортрансе" составила 58%. О выговорах в 2012 году пресса не сообщает.

Давайте посмотрим, что декларирует город и что происходит на самом деле:

Власти хотят ускорить общественный транспорт, чтобы у автомобилистов была нормальная альтернатива личному авто. Это хорошо. Но при этом в общественном транспорте остаются валидаторы, которые значительно уменьшают скорость движения. Это нелогично и плохо для пассажиров.

Власти выделяют 400 миллиардов только в 2012 году на решение транспортных проблем. При этом в общественном транспорте по-прежнему стоят валидаторы, которые приносят максимум по 12 миллиардов рублей в год.

Стоп!

То есть, ради того, чтобы заработать часть от 12 миллиардов рублей (ведь не все же перестанут платить, если валидаторы убрать, правда?), выделяют 400 миллиардов? В русском народном творчестве это называют пролетом на золоте.

Представьте, пожалуйста, картину: идет совещание в московском правительстве по транспортным вопросам. Выступает кто-нибудь трезвомыслящий и говорит: "Скорость общественного транспорта - это его критическая характеристика, ее нельзя разменивать на дополнительные поступления "Мосгортрансу". Давайте будем компенсировать безбилетников предприятию и поднимем штрафы за безбилетный проезд, чтобы безбилетников стало меньше. Мы же можем спрогнозировать, сколько "Мосгортранс" перевезет пассажиров, заключим с ним договор на транспортное обслуживание города"

Тут раздается голос Петра Иванова: "Ну мы же напрямую зарабатываем 12 миллиардов". И общий шепот: "Да-да, 12 миллиардов - это серьезно, непонятно, как считать, сколько мы должны". Следующий выступающий: "А давайте забубеним на транспорт 400 миллиардов в 2012 году, 350 - в 2013-м, 386 - в 2014-м и 250-300 в 2015 и 2016 годах? А "Мосгортранс" трогать не будем?". И тут же это решение принимают единогласно. Бред? Бред.

Но кому-то же эти валидаторы нужны? Ну, очевидно, производителю, он их продает, зарабатывает деньги. Давайте посмотрим на этого производителя поближе: группа Смарт Технологии. Телефон 8 (495) 234-03-91. Находятся в Москве, на улице Сущевский вал, дом 18 (это важно, это нам пригодится в дальнейшем).

Звоним поговорить и узнать, сколько стоят валидаторы. При первом звонке в ответ просто кидают трубку, что, мягко говоря, нетипично для коммерческих компаний. При втором объясняют, что работают лишь с организациями и мне валидатор не продадут. На предложение продать его мне как юридическому лицу отвечают молчанием. В ходе третьего разговора (мы упорные, это правда), с просьбой поговорить с кем-нибудь, кто может дать комментарий для прессы, говорят, что такая возможность представится не раньше, чем через две недели.

Ну, две недели так две недели, но мы же в интернете. У нас гласность и информатизация. Заходим на сайт "Мосгортранса" в раздел закупок. Находим семь аукционов, связанных с АСКП (автоматическая система контроля проезда – это ученое название валидатора):

Пройдет 23 апреля: поставка 130 ДОК-станций (описание на 45-й странице) за 4,8 миллиона рублей.

Завершившиеся аукционы: консультационные услуги на 3,2 млн. рублей. Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 2,88 миллиона.

Поставка программного обеспечения: Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 4,4 миллиона. Стартовая цена - 4,9 млн.

Еще программное обеспечение. Стартовая цена - 16,8 млн. Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 15 миллионов.

(У меня складывается впечатление, что в этом ООО "Солярус" какие-то дураки сидят, ей-богу: они ничему не учатся. Сбросьте цену, парни!)

Поставка запчастей для АСКП. Сумма серьезная, 22,3 миллиона рублей, а борются все те же. Побеждает консультационное бюро, с предложением в 20,6 миллиона рублей.

Теперь совсем большие деньги. Четыре лота, суммарно - больше 100 миллионов рублей. В левом углу ринга не теряющий надежды "Солярус", в правом - бодрое и жадное "Консультационное бюро "Союзинформ". Чистая победа консультационного бюро по всем лотам, заказы на 107 миллионов рублей уходят в "Союзинформ".

Тем не менее, у "Соляруса" есть одна очень значимая победа: он получил в 2010 году три процента от стоимости каждой платной перевозки за обслуживание информационной системы "Мосгортранса" (но не более 162 миллионов рублей). Пытавшийся конкурировать с ними НОУ ВПО «Университет Российской Академии Образования», предложивший более низкую цену, ничего не выиграл. Наверное, потому что он называется не "Консультационное бюро "Союзинформ".

Итого на две конторы за услуги, связанные с валидаторами, пришлось около 300 миллионов рублей. Ни одна другая компания ни одного конкурса не выиграла.

Давайте посмотрим, что это за поставщики такие? ООО "Солярус" имеет тот же адрес, что и ГК "Смарт технологии". Наверное, как раз и входит в эту группу компаний.

ООО "Консультационное бюро "Союзинформ" более интересная фирма. Адрес: Москва, Фонвизина, дом 16/9. "Спарк-Интерфакс" в выписке о ней сообщает (PDF), что телефон у нее точно такой же, как у ГК "Смарт Технологии" - +7(495)2340391. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Балансы компания не сдает с 2003 года, хотя обязана была бы сделать это как минимум в 2010-м году: слишком велика сумма контрактов, чтобы эту отчетность не сдавать.

Сколько же стоят сами валидаторы, которые продают только компаниям? Легко узнать - есть еще один конкурс, где их поставляют отдельно от программ, запчастей и троллейбусов: 20 штук валидаторов ООО "Консультационное бюро "Союзинформ" (в непременной жесткой борьбе с "Солярусом") пообещала поставить за 6 миллионов 621 тысячу 723 рубля и 40 копеек. По 330 тысяч рублей за валидатор. Хорошая цена, на эти деньги можно купить машину.

Вам это все не кажется подозрительным?

P.S. Это все оказались мелочи: В 2008-2010 годах расходы ГУП «Мосгортранс» на услуги ООО «Солярус», как держателя патента (на технологию и программное обеспечение для АСКП), составили 910432,5 тыс. рублей (PDF). Ради таких лицензионных платежей москвичи могут потерпеть валидаторы еще годик-другой.