Авто Экономика

Автодилеры объяснили, почему россиянам следует забыть о покупке авто

0 75389

Продажи автомобилей на российском рынке падают, а цены на них стремительно растут. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2021 года было реализовано 126 204 новых легковых и легких коммерческих автомобиля — на 18,1% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом стоимость машин за год выросла на 20-25%. И это без учета дополнительного оборудования, которое добавляет к цене еще несколько сотен тысяч рублей. В причинах такой ситуации попытались разобраться эксперты в рамках проведенного «Ридусом» круглого стола «Автомобиль снова становится роскошью — что происходит на авторынке России?».

Чипы, спрос и глобальная инфляция

В резком росте цен на автомобили виноваты в основном два фактора — децифит чипов на мировом рынке и повышенный спрос. Первый приводит к недопроизводству машин (у «АвтоВАЗа», например, за первые 11 месяцев 2021 года оно составило примерно 100 тысяч штук), рассказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Что же касается спроса, по мнению эксперта, в числе прочего он подстегивается тем, что самые массовые продажи автомобилей (почти по три миллиона в год) в России наблюдались в 2013—2014 годах.

«С тех пор прошло восемь-девять лет, и это крайний срок для первой замены автомобиля. И те люди, которые покупали автомобили в 2013—2014 году, очень бы хотели их поменять. Они могут очень удачно продать свой автомобиль и дальше ходить с этими деньгами, помахивая пачкой, потому что купить ничего нельзя, на рынке сейчас ничего интересного нет. Это привело к дополнительному дефициту автомобилей, повышенному спросу и к росту цен», — пояснил эксперт.

По сравнению с 2019 годом в физическом выражении машин в этом году во всем мире будет продано примерно на 9% меньше (около 74 миллионов вместо 90 миллионов штук). Но это падение не настолько сильное, чтобы вызвать такой ажиотажный спрос и взлет цен, возразил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он видит главную причину происходящего в общей экономической ситуации.

 Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.© Александр Родионов / Ridus.ru

Подорожание всего и вся — вовсе не российская специфика, напомнил эксперт. За последние два года денежная база в мировой экономике увеличилась почти на пять триллионов долларов, и результатом почти бесперебойной работы печатных станков ведущих стран стала глобальная инфляция. Цены выросли везде. В США наценка на автомобиль в рознице доходит до 50% от его себестоимости, уверяет Петр Шкуматов.

Рынок продавца

На дефицит машин ссылаются и дилеры. Помимо проблемы с чипами, на это влияют (возможно, даже в большей степени) сложности с логистикой и ковид-ограничения. В 2021 году практически все производители в среднем четыре раза корректировали в сторону уменьшения планы поставок новых автомобилей в автосалоны, рассказал генеральный директор «Фреш Авто», вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль. Именно сокращением предложения объясняется превышение спроса, считает он.

Вице-президент Российской Ассоциации Автомобильных Дилеров Денис МигальВице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль.© Александр Родионов / Ridus.ru

По словам эксперта, сам по себе спрос не вырос, он просто стал более целевым (люди ищут конкретные популярные модели). А вот общий трафик посетителей в автосалонах сократился по отношению к 2020 году в среднем в два-три раза. Но с учетом того, что машин на всех желающих все равно не хватает, выигрывают все-таки продавцы, которые и диктуют цены.

«Самая большая проблема, которая сейчас портит и развращает рынок, — что сейчас машины не надо продавать, они сами продаются», — подчеркивает эксперт.

Он признает, что на рынке есть дилеры-негодяи, которые омерзительно себя ведут и откровенно хамят клиентам, но есть и нормальные продавцы, которые хотя бы объясняют, почему в сложившихся условиях не могут продать машину дешевле и без дорогого дополнительного оборудования.

«Это рынок, и право принять решение есть у каждого. Если вас в дилерском бизнесе обслуживают неадекватно, разговаривают грубо, пытаются впарить непонятные коврики по пять тысяч рублей за установку, просто отказывайтесь от таких сделок. Это как ходить в дорогой ресторан, где тебе невкусно. Если ты переплачиваешь, а тебя еще и кормят некачественно, не ходи в этот ресторан», — рассуждает эксперт.

Автодилеры советуют россиянам отказаться от покупки машины, тем более в кредит, в текущих условиях. «Я вообще сейчас не рекомендую без особой надобности покупать автомобили», — заявил генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко. С ним согласился и Денис Мигаль:

«Если у вас есть нормальный автомобиль, который вам понятен, действительно нет смысла сейчас куда-то бежать. Я вообще всегда сторонник того, чтобы покупать машину по средствам. У нас любят, к сожалению, купить машину на последние деньги, залезть в десять кредитов, откладывать от еды ребенка ради того, чтобы ездить на крутой тачке. Но это абсолютный абсурд».
Генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим ШишкоГенеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.© Александр Родионов / Ridus.ru

По словам дилера, он заметил среди автовладельцев тенденцию лучше обслуживать свои автомобили. К тому же с каждым годом это становится дешевле, поскольку официальные сервисы все острее конкурируют с нелегальными.

«И, возможно, мы находимся в том времени, когда стоит просто поездить на своем автомобиле какое-то количество лет, просто внимательнее поухаживать за ним, тем более что рынок благоволит к этому. А последние деньги стоит поберечь или вложить их в какие-то более понятные активы», — рекомендует эксперт.

Китайцы наступают

Текущая ситуация на российском авторынке может привести к заметному увеличению доли китайских автомобилей, полагают участники дискуссии. В условиях резкого роста цен на самые популярные марки покупатели стали более благосклонно воспринимать их аналоги из КНР, пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Сейчас серьезно наметилась миграция умов в сторону китайских производителей, которые так не лютуют», — отметил он.

По словам эксперта, еще даже год назад какие-то новые и недешевые китайские автомобили воспринимались спорно. Например, видя Geely Tugella за 2,5 миллиона, человек говорил: «Хорошая машина, но я лучше пойду куплю за эти деньги Hyundai Santa Fe». Теперь Santa Fe за те же деньги не купишь, а Tugella подорожала в разумных пределах.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим КадаковГлавный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.© соцсети «Теперь люди, которые колебались, понимают, что другого им не купить, и пошли за этой Tugella. И, скорее всего, уже не соскочат, так там и останутся. Другие производители должны это понять, но пока у них как-то не очень получается. Я имею в виду тех, кто давно уже на рынке. И им, конечно, будет очень тяжело с китайцами бороться. В конце концов, китайцы их будут очень сильно поджирать. Как только ситуация стабилизируется или вернется в какое-то более или менее нормальное русло, доля китайских производителей на нашем рынке явно подрастет», — прогнозирует Максим Кадаков.

Китайские производители намеренно сдерживают цены и в некоторых случаях даже готовы работать себе в убыток, чтобы завоевать рынок, уверяет Денис Мигаль. Пять-семь лет назад KIA и Hyundai делали примерно то же самое, напоминает он.

«Это борьба за долю рынка. Сегодня многие китайские производители нам, дилерам, открыто говорят: „Мы работаем в глобальный минус в России“. Это просто стратегия, они пользуются моментом, и это нормально», — констатирует эксперт.

«Скорее всего, будет изменение долей рынка. Такого окна возможностей для всех, кто хочет завоевать рынок, давно не было. Уже в этом году многие покупали „китайцев“. Я сам вижу на дорогах все больше и больше китайских автомобилей», — соглашается координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он допускает, что в 2022 году доля машин из КНР в России может даже удвоиться. По словам эксперта, этому способствует тот факт, что китайцы сами производят электронные компоненты, то есть в меньшей степени зависят от тотального дефицита чипов, с которым столкнулся весь мир. Кроме того, у них общая граница с РФ, и крупногабаритные грузы можно перевозить по железной дороге. То есть и глобальный логистический кризис здесь тоже не так сильно мешает. И самое главное — действительно меняется отношение российских покупателей к китайским автомобилям.

Гляжу в грядущее с тоской

Дефицит чипов в автомобильной промышленности сохранится до 2023 года, но его реальный пик будет пройден к концу весны 2022 года, прогнозирует Игорь Моржаретто. Сейчас производством чипов занялись все, кто может, отмечает он: подключаются дополнительные линии на старых производствах, запускаются новые (в частности, о таких планах объявили в США), даже Россия задумалась, не возобновить ли производство чипов в Зеленограде.

«Некоторые премиальные машины будут в дефиците еще год. Но, когда будет достаточный запас базовых автомобилей, дилеры не станут так сильно накручивать цены, зато появятся всякие скидки и спецпредложения, как было раньше», — прогнозирует эксперт.
 Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.© кадр из видео

Собеседники его оптимизма не разделили. По их мнению, острый дефицит автомобилей сохранится и в будущем году, и падения цен ждать не стоит. При этом спрос останется на уровне примерно 1,5 миллионов машин в год. По словам Максима Кадакова, это абсолютный минимум, и такое количество автомобилей приобретут независимо от их стоимости. Но вот большего ждать не стоит. Количество людей, которые приходят в автосалоны, в последние пять месяцев действительно уменьшилось, подтвердил наблюдения дилеров Петр Шкуматов. По его словам, тренд к снижению трафика наметился еще в июне, а в июле закрепился.

Поскольку никаких экономических предпосылок для роста благосостояния населения не предвидится, а машины продолжат дорожать, усилится тренд к развитию сервисов, которые позволяют пользоваться ими, не приобретая (каршеринг и так далее), полагает Максим Шишко.