В текущем году российский автомобильный рынок испытывает значительное снижение, обусловленное труднодоступностью автокредитов, процентные ставки по которым достигли 40%. В условиях таких финансовых барьеров многие граждане России решают отложить покупку автомобиля. Тем самым создаётся отложенный спрос, который в долгосрочной перспективе может привести к увеличению продаж. Ситуацию прокомментировал в интервью Общественной Службе Новостей координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
Ранее агентство «Автостат» опубликовало прогноз динамики российского рынка новых легковых автомобилей на 2025 год. Согласно оценкам, в благоприятном сценарии уровень продаж останется на уровне прошлого года, а в худшем случае имеется вероятность снижения до 20%. Основной прогноз предполагает уменьшение продаж на 10%. Среди способствующих такому падению факторов выделяются рост цен, увеличение ставок по автокредитам, вызванное повышением ключевой ставки Центробанка, увеличение размера утилизационного сбора.
Традиционно значительная часть стоимости нового автомобиля оплачивается в кредит. Статистика 2024 года показывает, что такое соотношение достигало примерно 50%. Исходя из средней стоимости автомобиля в России, составляющей около 3,3 миллиона рублей, половина данной суммы обычно покрывается за счёт кредитных средств. Однако с учётом текущих ставок автокредитов, достигших 40% в год, многие потенциальные покупатели считают экономически невыгодным осуществлять покупку в данный момент, предпочитая дождаться снижения ставок хотя бы до 20%.
Как отметил Шкуматов, прогнозы экспертов свидетельствуют о падении продаж новых автомобилей до 1,2 миллиона единиц в 2025 году. Однако такое падение не представляется катастрофическим. Изменение экономических условий, в том числе снижение ставок по кредитам, может стимулировать значительный рост спроса и продаж автомобилей. По мнению автоэксперта, в таком случае реализация автомобилей может достичь 1,7 миллиона единиц и более, учитывая накопленный отложенный спрос.