Научный центр безопасности дорожного движения МВД России опубликовал свежую статистику, согласно которой в прошлом году водительские удостоверения получили на 12% граждан меньше, чем годом ранее.
Тренд на падение популярности вождения наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Если в 2019-м году заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД подали 9,5 миллионов человек, то в 2022 году было подано всего 4,5 миллиона таких заявлений, то есть почти в два раза меньше.
Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в беседе с «Ридусом» объяснил получившуюся статистику ростом интереса и бурным развитием средств индивидуальной мобильности. На данный момент получения водительских прав для них не требуется, а свою функцию они выполняют. Их даже не нужно покупать, сервисы кикшеринга позволяют брать электросамокаты в аренду.
«Сейчас у молодежи в приоритете находятся средства индивидуальной мобильности. Но в ближайшем будущем им придется заняться изучением правил ПДД, чтобы стать полноценными участниками дорожного движения», — пояснил «Ридусу» Валерий Солдунов.
Не стоит также забывать, что автомобили стало дороже страховать, ремонтировать, парковать, даже транспортный налог постоянно растет, не считая стоимости самих автомобилей.
«Тот парк автомобилей, который мы закупали, и которым люди пользовались, был из Европы в основном, и даже из Америки, уходит от нас по понятным причинам. На смену приходят другие дилеры, которые наполняют рынок своей продукцией, в том числе развивая и отечественное производство. Сегодня подорожали и запчасти, и обслуживание, мы это видим прекрасно», — подчеркнул Солдунов.
Автоэксперт Артем Бобцов в качестве еще одной важной причины падения интереса к водительским правам называет то, что все мигранты из стран Ближнего Зарубежья, которые хотели работать водителями такси в России, и в частности в Москве и Санкт-Петербурге, уже сделали это, рынок насытился.
«Начиная с 2015–2016 года многие иностранные водители были вынуждены сдавать на российские права, чтобы получить возможность работать в такси, каршерингах, пользоваться различными курьерскими службами. Сейчас поток этих людей снизился, а все, кто хотели получить права, уже получили», — отметил собеседник «Ридуса».
Кроме того, по словам Бобцова, не последнюю роль в падении спроса на автоправа сыграла СВО и отъезд из страны большого количества молодежи.
«Молодые люди в возрасте до 30 лет в первую очередь формировали спрос на получение новых водительских удостоверений. Эти люди уехали, и права им получать больше не нужно», — добавил спикер.
Тренд долгосрочный, по прогнозу специалиста, он продолжится еще, как минимум, несколько лет. Раньше многие люди получали права, даже не имея автомобиля. Сейчас таких людей в автошколах нет. Туда люди идут только если четко знают, что у них будет автомобиль.