В следующем году российский сектор грузовых автоперевозок ожидают сложные времена: приблизительно 30 процентов предприятий могут столкнуться с банкротством. Множество участников рынка уже сейчас завершают год с финансовыми потерями. Об этих негативных перспективах в интервью изданию «Известия» сообщил Евгений Бабаев, президент компании «Итеко» и активный участник ассоциации «АвтоГрузЭкс».
По его оценке, крупные транспортные компании демонстрируют отрицательные показатели рентабельности на уровне 17 процентов. Это объясняется внезапным увеличением издержек до 11 процентов. Рост расходов связан с резким повышением ключевой ставки Центрального банка России, ослаблением национальной валюты и, как следствие, ростом кредитных и лизинговых платежей.
Кроме того, снижается спрос на транспортировку грузов, что приводит к снижению тарифов на 12 процентов. При таких обстоятельствах, по мнению эксперта, выжить способны только компании из «серого» сектора, уклоняющиеся от уплаты налогов и страховых взносов посредством неофициальных выплат зарплат.
Бабаев также подчеркнул, что нелегальные компании пренебрегают требованиями безопасности при выполнении рейсов. Они могут предоставлять заведомо нереальные сроки доставки, выполняемые только при нарушении режимов труда и отдыха. Примером служат экспресс-рейсы, где поочередная смена водителей позволяет находиться за рулем по 12 часов. Многие крупные компании переводят штатных водителей в статус самозанятых под давлением таких схем.
Эксперт считает, что нелегальная деятельность станет для многих предприятий единственным средством выживания в следующем году, что приведет к дальнейшему распространению теневых практик.
Совместное исследование, проведенное ассоциацией «АвтоГрузЭкс», Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков «РАДО», компаниями ПЭК, DIZI Group и Dentro, указывает, что «серый» сегмент автоперевозок уже превысил 65-70 процентов рынка.
Коммерческий директор компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев отметил, что в нынешней обстановке сохранение деятельности для добросовестного бизнеса становится труднее — убытки сопровождают каждую предпринимаемую перевозку. Выражение аналогичного мнения за Вадимом Филатовым, президентом «АвтоГрузЭкс», который отмечает, что большинству компаний, работающих на основе действующего законодательства, придется уйти в «тень» или остановить деятельность, если ситуация не изменится.