Власти обеих российских столиц готовят «зеленые карты» Москвы и Санкт-Петербурга, на которых будут обозначены зоны, закрытые для въезда транспорта с повышенным содержанием выхлопов.
На первом этапе должны рассматриваться ограничения прежде всего для движения грузового транспорта и автобусов, особенно в жилых районах и природоохранных зонах.
Но за первым этапом обычно следует как минимум второй, и жертвами ограничений станут уже владельцы частного транспорта.
Таким вторым этапом станут поправки к КоАП по введению нового штрафа за проезд под знаком, которым обозначается экологически чистая зона.
Знак был введен в июле 2018 года, но нигде еще не применялся на практике.
Экология, как правило, вступает в конфликт с социально-экономическими мотивами, но чистый воздух для людей приоритетнее, чем возможность ездить на автомобиле, считает директор природоохранных программ организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
Что касается общего загрязнения атмосферы, то москвичи склонны преувеличивать экологическую проблему своего города, говорит Пукалов.
По сравнению с такими городами как Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Дзержинский Москва покажется просто кислородным курортом. В Красноярске, где населения в десять раз меньше, чем в Москве, уровень именно автомобильного загрязнения существенно выше, чем в столице, — именно потому, что там по дорогам ездят такие динозавры, что по дымности с ними не всякий паровоз потягается,— рассказывает эколог.В планах властей больше всего настораживает, что ограничения по экоклассу будет введено именно в отношении легковых автомобилей, указывает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Спору нет — автомобиль класса «Евро-5» выбрасывает примерно в 80 раз меньше токсичных веществ, чем класса «Евро-0». Но в том виде, в каком это предлагается делать, это будет кампанией по выметанию из Москвы всех автомобилей старше 15 лет. А кто владельцы таких авто? Люди с низким доходом. Вот и получается, что «зелеными» лозунгами авторы этой идеи прикрывают откровенную социальную дискриминацию, — считает общественник.