Авто

АвтоВАЗу нужна волшебная палочка

2 2322

АвтоВАЗ закончил первое полугодие 2016 года с убытком 27,6 млрд руб., следует из обнародованного в четверг отчета компании. Это в 5,4 раза больше убытка, который завод получил в первом полугодии 2015 года.

Основная причина большого убытка — обесценивание внеоборотных активов компании из-за низкого использования производственных мощностей, говорят на АвтоВАЗе.

Выручка снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, до 87,1 млрд руб.

В апреле у АвтоВАЗа сменился руководитель — вместо Бу Андерссона президентом автоконцерна стал Николя Мор.

Ситуация на АвтоВАЗе внешне очень напоминает ситуацию с российской футбольной сборной: тренеры меняются, а результаты лучше не становятся. Но бросать камни в нового «тренера» АвтоВАЗа пока было бы несправедливо: за три месяца просто невозможно переломить негативный тренд, который формировался десятилетиями, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Николя Мор отчаянно пытается сделать преприятие безубыточным, но волшебной палочки у него нет, а в реальной ситуации он связан по рукам и ногам социальными обязательствами. Есть требование, которое он изменить не в силах: нельзя сокращать персонал, потому что ВАЗ — градообразующее предприятие, самое крупное в России. Мору приходится сокращать издержки, экономя на всем прочем — находя других поставщиков, например. Но это „экономия на копейках“, потому что именно зарплата работникам съедает львиную долю прибыли», — сказал эксперт «Ридусу».

Завод и так работает три-четыре дня в неделю, потому что выгонять на улицу уникальные квалифицированные кадры, даже если бы не было запрета сверху, топ-менеджерам действительно жалко: рано или поздно на рынке начнется подъем, и где тогда искать этих инженеров и рабочих?

Беда в том, что никто не знает, когда этот подъем начнется. Авторынок России проодолжает падать во всех сегментах, кроме премиальных, и прекращения этого спада не произойдет до того времени, пока не начнется общий рост российской экономики. То есть рассчитывать на «естественный» рост спроса в ближайшие годы вазовцам не приходится.

И еще одна задача, которую, чтобы решить, надо быть гуру менеджмента: как, экономя на всём, не вернуть «Лады» (под каким бы логотипом они ни выпускались) в разряд «ведер с гайками». На сегодняшний день волжскому автозаводу удалось наладить выпуск продукции, соответствующей мировому уровню и это его главное достижение. Но дешево хорошо не бывает — этот закон природы не в силах отменить ни Бог, ни царь, и не Мор.

Самой популярной моделью на территории РФ в первой половине 2016 года в своем классе оказалась LADA Vesta, ее обладателями стали 20 761 человек. На втором месте расположилась  LADA Priora – 9 030 штук, но при этом падение продаж Priora составило 20,5%.