Азиатские страны резко сокращают импорт нефти. По оценкам IHS Markit, основанным на статистике по танкерным перевозкам, Китай в сентябре ввезет 31,9 миллиона тонн сырой нефти — на 14% меньше, чем в августе, и на четверть меньше, чем в июле. Сильнее объем закупок в этом году падал только в апреле (29,9 миллиона тонн).
Минимальным в этом году станет импорт в Южную Корею: 8,8 миллиона тонн в сентябре против 12,2 миллиона месяцем ранее. До минимумов с начала года падают также поставки черного золота в Малайзию и Тайвань — 3 и 2,4 миллиона тонн соответственно. Индия в сентябре импортирует 16,2 миллиона тонн — на 11% меньше, чем в августе. На этом фоне сокращение поставок в Японию выглядит совсем скромно: девять миллионов тонн против августовских 9,5 миллионов.
Полна «коробочка»
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПарадокс в том, что импорт нефти в Азию снижается в условиях, когда экономика всех перечисленных азиатских стран не просто отскочила хорошо от дна, но и восстанавливается опережающими темпами, отмечает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.
Так, индекс PMI промышленной активности в Китае от Caixin дважды подряд (в начале августа и в начале сентября) показал максимальные результаты замеров за всё время накопления этой информации с 2013 года. Абсолютные показатели промышленного производства в КНР тоже выросли на 5,6% к середине августа по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Практически полностью восстановились в Китае и капиталовложения в бизнес.
Банк Японии также сообщает о более быстрых темпах восстановления по сравнению с ожиданиями, хотя там темпы и нельзя сравнить с китайскими. Индия дольше многих стран просидела на карантине, но сейчас там с темпами наращивания производственных мощностей тоже всё в порядке, уверяет эксперт.
Просто азиатские нефтетрейдеры успели оперативно закупиться гигантскими объёмами нефти про запас по бросовым ценам. Сначала весной, когда нефтяной рынок только начинал отскакивать от дна. При этом на большую часть апреля, пока цены продолжали падать, они фактически остановили закупки, ожидая более низких котировок, а затем продолжали докупать сырую нефть в конце мая и в июне. В итоге к осени их резервуары заполнились практически под завязку.
Нефтеперерабатывающие заводы в Китае, Индии просто не успевают переработать всё это огромное количество нефти. Да и промышленность, транспорт, нуждаются в поэтапных или непрерывных поставках бензина, керосина, дизельного топлива, но они, конечно, не готовы заказать поставку топлива у НПЗ на несколько месяцев вперёд одномоментно и заблаговременно, — поясняет аналитик.Так что новые закупки для азиатских НПЗ пока ещё не актуальны, вот и возникла «осенняя пауза». Тем более и нефть сейчас уже более дорогая, а значит, слишком спешить её скупать уже резонов нет. К тому же остальной мир, на который работают производители из Азии, восстанавливается более медленными темпами, добавляет Пушкарев.
Одновременно азиатские страны — и Китай в первую очередь — сворачивают программу приобретения нефти в стратегический резерв. КНР запустила эту программу закупок одновременно с началом сделки по стабилизации рынка, заключенной ОПЕК+, отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Именно поэтому поставщики из Саудовской Аравии и ряда других ближневосточных стран предложили азиатским трейдерам хорошие скидки, считает Пушкарев. Саудиты снизили цены на свои партии с поставкой в октябре на 0,9—1,5 доллара для Азии, на 0,2—0,6 доллара для Европы и на 0,5—0,7 доллара для США, напоминает Finanz.ru. Ирак объявил скидки в 1,3 доллара для азиатских клиентов и чуть меньшие для европейских и американских — 45 и 30 центов соответственно. О снижении цен объявили также Кувейт и ОАЭ.
Этот дисконт позволил на время опустить цены, чтобы хоть немного быстрее привлечь покупателей. Но, по многим сообщениям, даже закупаясь, нефтетрейдеры пока предпочитают заливать нефть в танкеры, рассчитывая перепродать её позднее и дороже, а пока заполненные танкеры массово находятся на плаву, — рассказывает Пушкарев.Что дальше?
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruТот факт, что трейдеры ожидают восстановительного роста цен в скором будущем (возможно, уже до конца этого года или к началу следующего), разумеется, позитивен для рынка. Но на данный момент все уже сделанные закупки, естественно, тормозят новые поставки, уточняет Пушкарев. Долгосрочной угрозы балансу на нефтяном рынке, по его мнению, это не создаёт. Тем не менее даже ОПЕК слегка понизила на днях свой прогноз по объёму всемирного спроса на конец года (прогноз был понижен на 400 тысяч баррелей в сутки, что составляет менее 0,5% от объёма ежедневных поставок).
Спрос на нефть в будущем может замедлиться еще значительнее, допускает Капустянский, поскольку существует риск повторной самоизоляции в разных регионах мира. Например, Израиль уже ввел ограничения. Инвесторы опасаются, что аналогичный сценарий может быть в Великобритании из-за роста заболеваемости COVID-19.
В конечном итоге это может привести к более глубокому падению нефтяных цен. Технически ближайший уровень по Brent — 39 долларов за баррель, далее — 35—36 долларов за баррель, — рассуждает эксперт.Однако уже при падении цен в диапазон 35—36 долларов за баррель ОПЕК+ может заявить о новых мерах поддержки хотя бы в рамках словесных интервенций и таким образом сдержать падение цен на нефть. Это наиболее вероятный сценарий на данный момент, полагает аналитик.
Пушкарев также не исключает временного провала нефтяных цен в район 32—35 долларов за баррель Brent. Но, по его мнению, он будет чисто техническим из-за отложенного спроса. И произойдёт такое движение далеко не обязательно, а в случае совпадения неблагоприятных раскладов: например, если продолжится более резко коррекция вниз на фондовых рынках США и Европы, либо в США и Европе существенно замедлится восстановление.
Пока всё же ни в одной из западных стран политики всерьёз не рассматривают возможность нового закрытия производств на общенациональный карантин, говорит аналитик. Просто в ожидании вакцины терпеливо призывают граждан тщательнее соблюдать санитарную дистанцию при общении. Поэтому шансы на снижение цен до 20 долларов за баррель или около того, как это случилось весной, на данном этапе невелики, считает эксперт.
Зато постепенный рост закупок топлива по мере исчерпания накопленных в резервуарах запасов вероятнее. В ближайшие месяцы приведёт постепенно цены либо по траектории с «петлёй» вниз, либо по более спокойно ползущей плавно вверх траектории, но в ожидаемый район 50 долларов за баррель, — заключает он.