Легендарной и выдающейся балерине XX века, народной артистке СССР Майе Плисецкой исполнилось бы 100 лет. В преддверии этого значительного юбилея агентство ТАСС провело разговор с тремя знаковыми фигурами: ее братом, известным танцовщиком и хореографом Азарием Плисецким, партнером по сцене, народным артистом СССР Борисом Акимовым, а также специальным представителем президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким.
Майя Плисецкая была зачислена в труппу Большого театра в 1943 году сразу после окончания Московского хореографического училища. Михаил Швыдкой в интервью подчеркнул, что Плисецкая являлась «единственной в своем роде долгожительницей на балетной сцене», яркой благодаря своим волевым и творческим качествам. Она оставалась активной в балете почти 60 лет, из них 50 лет — в Большом театре. Только «Лебединое озеро» она исполнила свыше 800 раз. Её достижения в классическом репертуаре стали символом триумфа, и её искусство покорило зрителей всего мира. Майя Михайловна признавалась, что своей долгой карьерой обязана супругу, композитору Родиону Щедрину.
«Он написал для меня ‘Конька-горбунка’ и продолжил такими произведениями, как ‘Кармен-сюита’, ‘Анна Каренина’, ‘Чайка’ и ‘Дама с собачкой’, ” — делилась артистка.По её словам, продуктивное сотрудничество с мужем способствовало продолжению её творческой жизни еще на 25 лет. Во время гала-представления в честь её 80-летия, проходившего в Государственном Кремлевском дворце, Плисецкая шутила, что планирует танцевать до ста лет.
По мнению Швыдкого, Плисецкая отличалась тем, что в равной мере блистательно исполняла и классические, и современные танцы. Амплитуда её гастрольных триумфов охватывала Лондон и Нью-Йорк в 1950-1960-х годах. Наряду с этим она участвовала в постановках Мориса Бежара и других авангардных хореографов XX столетия, продвигая язык балета. Величие её искусства, уникальность судьбы и неоценимый вклад в балетное искусство обеспечивают ей бессмертную репутацию в истории.
Азарий Плисецкий, брат и соратник артистки, отмечает её стойкость и твердость характера. Путь к триумфу был непростым: её отличали целеустремленность и стремление преодолевать сложности.
«Когда Французская Республика награждала её Орденом Почетного Легиона, кто-то заметил, что эта награда обычно даётся участникам движения Сопротивления, и Майя ответила: ‘Я всегда сопротивлялась».Эта фраза ярко характеризует её жизнь и борьбу за роли и успехи, — вспоминает Азарий Плисецкий, представивший недавно свою книгу «Век Майи» в Большом театре.
Он также признает её уникальную музыкальность, «весомость» на сцене и легкость. «Часто балерин считают тяжёлыми, но настоящая балерина, как Плисецкая, всегда легка», — подчеркнул он. Борис Акимов, партнер и друг, вспоминает свою творческую биографию, начавшуюся с предложения Плисецкой исполнить роль Ивана в «Коньке-горбунке», что стало для него важной вехой. Впечатления о работе с Плисецкой остаются сильными:
«Она создавала атмосферу доверия, и её танцы были уникальными, непревзойденными».Заведующая квартирой Плисецкой в Бахрушинском театральном музее Оксана Карнович подчеркивает её роль как новатора в советском балете. Она отличалась резкими артистическими качествами и легкостью движений, чего даже среди коллег считали в высшей степени эстетически прекрасным и неожиданным.
Завершая обзор её исторической роли в искусстве балета, Карнович отмечает, что ее знаковые работы, такие как Кубинская «Кармен» и сотрудничество с французским хореографом Роланом Пети, подняли её на высшие щабли мирового искусства. Тут есть, чем гордиться и что помнить.
Биография Майи Плисецкой богата наградами, включая звания народной артистки СССР, Герой Социалистического Труда, а также многочисленные премии и ордена. Её именем названа малая планета под номером 4626. Жизнь её не всегда была безоблачной, но даже в самые сложные моменты Майю поддерживала любовь и признание зрителей.