Общество

Балкарцы готовят иски о возмещении морального вреда за сталинские репрессии

66 371

Представители семи балкарских населенных пунктов проводят бессрочную круглосуточную голодовку на Манежной площади в Москве "в связи с неисполнением федеральных законов и нарушением их прав в Кабардино-Балкарской Республике". © Алексей Куденко/РИА Новости

Совет старейшин балкарского народа собрал документы 400 балкарцев, подвергшихся репрессиям в годы сталинизма и желающим получить компенсацию за причиненный им моральный вред. Активисты-старейшины определили оптимальную сумму претензий среднего репрессированного балкарца в пять миллионов рублей и продолжают сбор документов для коллективного иска. Иск собираются вменить Российской Федерации.

"На протяжении 13 лет мы содержались в ужасных условиях, находились под постоянным присмотром правоохранительных органов, подвергались унижению, нас называли изменниками родины, пособниками фашистов. Пять миллионов рублей я считаю справедливой компенсацией за моральные и нравственные страдания", - заявила член Совета Тамара Гериева.

"Пусть государство платит", - поддержал идею лидер Кабардино-Балкарского отделения партии "Яблоко" Хаким Кучмезов.

Восьмого марта 1944 года по инициативе Лаврентия Берия, одобренной Иосифом Сталиным, 37 317 балкарцев были переселены в Среднюю Азию. По пути следования умерли 562 человека. В 1957 году балкарцы были реабилитированы, и им было разрешено вернуться на родину, напоминает сайт "Кавказский узел", который также сообщает, что "балкарцам уже однажды, в 2000 году, была выплачена компенсация в размере 10 тысяч рублей".

"Это мизерная компенсация в сравнении с тем, какие лишения перенес народ", - говорит Хаким Кучмезов, по калькуляции которого выходит, что на пять миллионов каждому могли бы претендовать – "дай бог!" - до 24 тысяч его земляков.

В июле этого года в суды обратились более двух тысяч калмыков, которые также подвергались репрессиям, и предъявили иски на суммы от 3 до 30 миллионов рублей. После отказа по искам они массово стали обращаться в Европейский суд по правам человека.