Общество

Балта Тиймез. Караимское кладбище под Бахчисараем

14 849

Под Бахчисараем есть как минимум три известных туристических места: ханский дворец, Успенский пещерный монастырь (хотя по факту он уж не особо пещерный) и пещерный город Чуфут-Кале. Но почему-то обходится вниманием расположенное чуть дальше по тропе огромное даже по современным понятиям многовековое караимское кладбище.

Возле ворот на кладбище уже уставшего к тому времени путника ждет краткая справочная информация. Два куцых листочка о жизни и смерти народа с тысячелетней историей. Я расскажу вам чуть больше.

Кладбище заброшено и заросло небольшой рощицей. Только в дальнем конце сохранились многовековые дубы, считавшиеся священными.

03.  Именно из-за них кладбище называется Балта Тиймез, в переводе с тюркского «топор не тронет». Видимо, когда-то тут была целая дубовая роща. Есть упоминания, что у караимов практиковался культ священных дубов, считалось, что они являются посредниками между караимами и небесным божеством Тэнгри.

Не смотря на то, что официальная религия не одобряла этих «пережитков», ситуация складывалась как с православной Масленицей и Пасхой. Вроде праздник есть, вроде по традициям, а копнешь, традиции-то намного глубже.

05.  Форма надгробий различная. Есть обычные вертикальные плиты, есть горизонтальные надгробия, но чаще всего встречаются различного размера вот такие то ли колыбельки, то ли гробики.

 

Самое время блеснуть эрудицией и рассказать-таки немного про этот народ. Признаться честно, слышал я про него не много, в основном то, что он является тюркским, дальним родственником еврейского народа и коренным жителем Крыма. Вот такой компот.

Пришлось лезть в интернет. И выяснилось, что караимы и сами толком не знают, откуда есть пошел их народ. Как-то вот так не сложилось у них с записями летописей.

Самая распространенная версия гласит, что караимы суть есть потомки тех, кому сбирался отомстить вещий Олег, сиреч хазары. Но хазары необычные, а почему-то принявшие в качестве религии несколько видоизмененный иудаизм и впервые упомянутые спустя три века после исчезновения хазар.

Еще одна распространенная версия, которую поддерживают большинство самих караимов, родство с одной из групп евреев, проповедовавших доталмудический иудаизм. Эта версия объясняет отсутствие в караимской вере Талмуда и наличие единокнижия. Единственная священная книга у караимов — Танах, практически тот же Ветхий Завет.

Есть еще несколько версий происхождения народа, но они не такие увлекательные как первые две.

После многочисленных споров, собраний и обсуждений в 1917 году караимы вывели, наконец, понятие, кого же можно считать караимом.

«Караимами называются люди, принадлежавшие к караимской религии, безотносительно к происхождению». Очень напоминает демократичную самоидентификацию непальцев.

Мне очень близка точка зрения Ильи Ильича Казаса. Он придерживался мнения, что караимы, равно как и любая народность, «организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных». Т.е. говорить о какой-либо «чистокровности» любого не закрытого общества ненаучно и нелогично.

 Продолжим про евреев и отношение к ним караимов. До определенного момента, а именно середины XIX века караимы практически единогласно отождествляли себя с еврейским народом. Однако в связи с некоторыми изменениями в реалиях, точка зрения поменялась. Трудно сказать, что послужило толчком к столь глобальному изменению, но некоторые мысли напрашиваются.

Кстати, чтоб уж не вводить вас в заблуждение. Караимы живут не только в Крыму, но и в Европе, египте и Америке. Сейчас я рассказываю в основном про крымских караимов.

Итак, после отречения евреев, небольшая народность получила право на владение землей и недвижимостью, у них появились налоговые послабления и несколько иные условия ухода в армию. А незадолго до революции кераимы были уравнены в правах с православными.

Как я уже сказал, эта народность живет и в Европе. К началу Второй Мировой МВД Третьего рейха официально признало, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине.

Однако не смотря на предусмотрительность, караимы все равно массово гибли во время ликвидации евреев в Восточной Европе, Одессе и Херсоне. Что-то сбилось в немецкой педантичности и признание независимости караимов не дошло до своего логического конца.

Во время немецко-фашистской оккупации Крыма караимов могли уничтожить наравне с евреями. Положение спас известный в то время евпаторский адвокат Ходжаш. В симферопольском архиве он нашел документы о том, что караимы это не евреи, а самостоятельный тюркский этнос. Тысячи людей были спасены, но сам Ходжаш был расстрелян.

На данный момент, Балта Тиймез является самым большим, самым старым и одним из самых изученных караимских кладбищ. Ему около тысячи лет, а сколько человек тут похоронено никто точно не скажет.

Одним из исследователей караимской истории вообще и этого кладбища в частности был Авраам Самуилович Фиркович, археолог, писатель, священнослужитель.

Основным направлением его деятельности было выяснение родословной народа. Он много путешествовал и собрал богатую коллекцию древних книг. Большая часть этой коллекции хранится сейчас в Российской национальной библиотеке.

В общем-то именно ему приписывают славу открытия потенциала этого кладбища и его изучение. После публикации его трудов Балта Тиймез стало мировой научной сенсацией. А после смерти сам Фиркович стал объектом исследований и научных статей.

Кстати говоря, Фиркович считал караимов одним из ответвлений еврейского народа, но непростым ответвлением, а поселившимся на полуострове Крым до рождества Христова. Т.е. получалось, что караимы вроде как и евреи, но в распятии Христа участия не принимали и не могут принимать одинаковые с евреями ограничения.

Прямо около входа на кладбище находится мемориальный памятник легендарному защитнику Порт-Артура Марку Федоровичу Тапсашару. Кто-то заботливо сбил «ЦАРЯ», как позже убирали «за Сталина».

16 октября 1904 года Марк Федорович навечно вошел в историю и стал героем после того, как в одиночку выбил японский отряд из его же укреплений и погнал его во вражеский тыл. Конечно же, он погиб, но рядом с телом Марка Федоровича были найдены 16 мертвых вражеских солдат. Японцы любят и уважают таких врагов. Они сделали с русской сабли копию, она сейчас висит в токийском императорском музее боевой славы, а оригинал был отдан русскому командованию. Тело героя так же было передано России и захоронено со всеми почестями возле Порт-Артура.

А вот еще один небезызвестный караим. Кстати, тоже не могила, а «йолджи таш», безмогильный памятник. Борис Яковлевич Кокенай был исследователем фольклора и собирателем старины, создателем караимско-русского словаря. Во время войны находился в оккупированном Ростове и так же как Ходжаш доказал немецко-фашистским властям этническую принадлежность караимов к тюркам.

Вот и кончилась наша небольшая экскурсия. В километре от кладбища находится город, где жили все эти люди. Про него я еще расскажу.

Мне очень понравилось на этом кладбище. Тут много людей, но живых нет вообще, очень тихо, очень спокойно, постоянно полумрак и можно отойти довольно далеко от единственной тропинки, а кладбище все не кончается, пытаешься разгадать надписи, и все больше и больше погружаешься в свои мысли, прислушиваешься к звукам. А потом внезапно осознаешь, что ты уже очень далеко от тропинки, ее не видно, вокруг только сотни и сотни могил, вечерний полумрак и тишина…

За наводку спасибо Сергею aquatek-filips. И очень советую почитать лучший виденный мной отчет об этом месте от замечательного автора chukcha-ghek.