Экономика

Банки открыли охоту на новых заемщиков

0 10814

Банки резко активизировали привлечение потенциальных заемщиков. В августе-сентябре гражданам стали заметно чаще поступать звонки и СМС с навязчивым предложением кредитов, даже тем, кто раньше их не брал, рассказали «Коммерсанту» сами банкиры и их клиенты. По их мнению, это отчасти связано с новыми требованиями ЦБ к предельно допустимой долговой нагрузке, которые вступают в силу с 1 октября.

Кредитные учреждения торопятся раздать деньги тем, кому после часа Х они станут недоступны. По некоторым оценкам, около 15% клиентов отдают на погашение кредита более половины своих доходов, так что банки бьются за достаточно большой пласт заемщиков. До введения новых правил банки стремятся привлечь больше «уличных» клиентов, поскольку именно их кредитование усложнится со следующего месяца, пишет издание.

Для более массового охвата используются схемы привлечения клиентов через партнеров и покупку всевозможных клиентских баз. В ход идут даже сомнительные методы. По данным финансового маркета «Юником24», в последнее время недобросовестные агенты стали активно задействовать списки клиентов, состоящие из студентов, пенсионеров и лиц с несколькими просроченными долгами. А в Совкомбанке рассказали, что часто агенты передают данные друг другу, и иногда с заемщиком от имени банка контактируют лица, которым само финансовое учреждение таких полномочий не давало.

Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин связывает лавину предложений и с тем, что многим российским кредитным организациям некуда размещать привлеченные средства, поскольку рост корпоративного сектора ограничен: конкуренция за крупный бизнес очень высока, а прослойка качественных заемщиков в малом и среднем бизнесе узкая.

Но большинство экспертов и участников рынка сходятся во мнении, что с октября шквал звонков прекратится и продвижение кредитных продуктов будет направлено в первую очередь на зарплатных и привилегированных клиентов, а также кросс-продажи.

Не так страшен черт

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Опрошенные «Ридусом» эксперты полагают, что ажиотаж вокруг потенциальных заемщиков сильно преувеличен. Такие истории носят, скорее, локальный, нежели общий характер, полагает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

«Сужу по себе. Ещё в августе только за один месяц я получил по СМС три предложения кредитов с лимитами до 1 млн рублей. Уже в этом месяце таковых на сегодняшний день было лишь одно, и при этом максимальной суммой была названа отметка 300 тысяч рублей. Думаю, всё же, что дело идёт к „мягкой посадке“», — поясняет он.

К тому же, до 1 октября осталось всего семь рабочих дней, напоминает эксперт. Между тем, только на проверку кредитного профиля потенциального клиента, получение различных выписок из других банков и пакета документов с последнего места работы, который обычно запрашивает банковский менеджер, когда дело идёт к реальной выдаче займа (2НДФЛ, копия трудовой книжки и т. д.) уйдёт дней пять. То есть, даже при условии, что человек уже сегодня явится в банк с просьбой о кредите, скорее всего, до 1 октября такую сделку закрыть не успеют.

Поэтому аналитик считает, что за агрессивным маркетингом нет ничего, кроме желания банковских агентов вскочить в уходящий поезд. Ведь они работают за комиссионное вознаграждение не от количества проведённых сделок (в отличие от кредитных менеджеров банков), а от количества приходов клиентов в офис банков после их звонков или СМС.

Квартал закрывать надо!

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Заемщикам, у которых уже есть серьезные проблемы с погашением задолженности, кредиты не навязывают, уверена руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.

«Да звонят, да предлагают, но стоит клиенту приехать в банк, как, проверив его дело, и узнав, что финансовая ситуация плохая, ему отказывают», — говорит она.

А хороших заёмщиков, удовлетворяющих всем признакам, которые в своих нормативах для банков указывает ЦБ, остаётся всё меньше и меньше, добавляет эксперт.

Возросшая активность банковских кредитных специалистов, по ее мнению, может объясняться сезонным фактором. Сентябрь — страшный квартал для всех, кто работает в сфере продаж. Позади два летних месяца, когда все были в отпусках и отдыхали, впереди остаётся только один месяц, а план по продажам никто не отменял. И его нужно срочно выполнить. Вот агенты и бомбардируют звонками и СМС практически всех, в надежде найти тех, чьё финансовое состояние улучшилось, но они просто «забыли» сообщить об этом в банк.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев, в свою очередь, отмечает, что высокая активность банков наблюдается уже с начала года. При этом крайне активно рекламируются кредитные карты, потому что рынок потребительских кредитов уже насыщен и особого спроса на них нет, несмотря на существенное увеличение сроков и крайне агрессивные маркетинговые кампании.

«С другой стороны, реальные доходы населения падают уже пятый год, в связи с чем возникает потребность в дополнительных средствах. Их источником в данный момент являются кредитные карты: люди берут в долг до зарплаты и в конце месяца возвращают, не выходя за пределы льготного периода. Таким образом, дело всего лишь в потребностях потребителей», — заключает аналитик.