Так ли уж она плоха, настолько ли зависим наш суд по сравнению с судами других стран, как нам со знанием дела рассказывают «эксперты»?
В действительности, зависимость российского суда, как уже не раз доказывалось, — это очередной мем.
Точнее, зависимость от власти у судов и судей, безусловно, существует, как и многие другие проблемы, но Россия здесь далеко не лидер. Более того, они у нас потихоньку решаются, в отличие от некоторых европейских стран, где, судя по статистике, «басманное правосудие» живет и процветает. Просто принято считать, что «позвоночное» право существует только у нас, потому что нашу демократию душат репрессии.
Однако статистика Европейского суда по правам человека это не подтверждает…
Особо хочу отметить страдания жителей Лихтенштейна, который уже много лет уверенно входит, а десятку стран с самой зависимой судебной системой. Исключение составляет лишь прошлый год (11 место). Считаю, что наши правозащитники должны направить туда делегацию и, наконец, призвать к ответу тоталитарного князя, загнобившего своих несчастных подданных.
Как легко заметить, Россия находится аккурат посередине. То есть, нам, конечно, далеко до старых демократий вроде Ирландии, Великобритании, Дании или Германии, но зато наши суды куда менее зависимы, чем практически во всех государствах — бывших республиках СССР, включая балтийских тигров, а также в странах бывшего социалистического блока.
Исключение составляет, пожалуй, лишь Грузия, о которой я упоминал и в прошлом году. Как бы мы ни относились к Михаилу Саакашвили, но судебную систему он отладил — это надо признать. У Грузии последние годы прослеживается явная положительная динамика: 2011 год — 0,88 жалоб на 10 тыс. жителей, 2012 год — 0,82, 2013 год — 0,35, 2014 год — 0,23.
Напомню, что в 2009 году Грузия была первой в рейтинге с фантастическим результатом 5,03 жалобы на 10 тыс. жителей. Такого тотального неверия в решения отечественных судов не было, по-моему, ни у одной страны за всю историю ЕСПЧ. Однако дело явно сдвинулось, и в прошлом году страна обогнала в рейтинге даже Швецию, Норвегию и Португалию.
Ну, а на фоне экс-республик СССР Грузия стала лидером. Мы смотримся хуже. И все же куда лучше, чем нас убеждают доморощенные знатоки судопроизводства.
Надо пояснить, что стандартное время реакции Страсбургского суда на жалобу — три-пять лет, а иногда и больше (если конкретное дело не пользуется определенными привилегиями). То есть, решения прошлого года в общем и целом приняты по делам, поступившим в производство в 2008—2011 гг. И я допускаю, что в связи с крымскими событиями рейтинг России в будущем отскочит назад — впереди нас ждет череда исков людей, потерявших собственность. Как мы будем разруливать ситуацию, покажет время. Возможно, наши суды справятся сами, без участия Евросуда. Потому что если истцов удовлетворят решения, то до Страсбурга дела не дойдут.
Впрочем, в Страсбург вполне могут отправиться обиженные ответчики — такое тоже возможно.
Динамику за последние десять лет можно считать положительной — в прошлом году мы чуть-чуть не дотянули до результата 2005 года.
Что же касается занятого места, то оно — лучшее за десять лет.
Я бы сказал, слухи о тотальной зависимости российских судов можно ответственно назвать преувеличенными. А попросту — враньем либеральной пропаганды. Что убедительно доказывает статистика Европейского суда по правам человека, на который так любят ссылаться наша оппозиция.
____________________
Европейский суд по правам человека, отчет за 2014 год
2000 год (32 место)
2001 год (25 место)
2002 год (24 место)
2003 год (21 место)2004 год (19 место)
2005 год (19 место)
2006 год (15 место)
2007 год (22 место)
2008 год (21 место)2009 год (18 место)
2010 год (18 место)
2011 год (22 место)
2012 год (21 место)
2013 год (21 место)