Кино

«Белому слону» приглянулись социальные язвы

2 312

Экспертный совет премии «Белый слон», состоящий из виднейших кинокритиков страны, определился с номинантами по итогам 2014-го года. То, что лента Андрея Звягинцева критиками будет обласкана, было очевидно (в своё время лучшими фильмами года они называли и «Возвращение», и «Елену»), но поразителен оказался разрыв: восемь номинаций у «Левиафана» — при четырёх у ближайших конкурентов. На премию претендуют актёры Алексей Серебряков и Роман Мадянов, актрисы Елена Лядова и Анна Уколова (мужская / женская, главная / второплановая роли), оператор Михаил Кричман и трижды сам Звягинцев: один — за лучшую режиссуру, вместе с соавтором Олегом Негиным — за лучший сценарий, с продюсерами Александром Роднянским и Сергеем Мелькумовым — собственно за лучший фильм года.

1 Кадр из фильма «Трудно быть богом»

При этом последний шедевр Алексея Германа «Трудно быть богом» представлен всего в четырёх, да и то не принципиальных категориях: операторская работа (Владимир Ильин и Юрий Клименко), работа художника (Сергей Коковкин, Георгий Кропачёв, Елена Жукова), музыка (Виктор Лебедев) и лучшая мужская роль второго плана (Юрий Цурило). Впрочем, не ожидалось и этого — ведь год назад фильм уже был отмечен «Белым слоном» как «Событие года», что, казалось, закрыло ему дальнейшую дорогу к наградам. Но раз уж критики решили картину всё-таки выдвигать, её отсутствие в главных номинациях и удивительно, и показательно.

2 Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Вместо Германа и вместе со Звягинцевым в режиссёрской тройке — Андрей Кончаловский, показавший миру «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», и Александр Котт, устроивший в безлюдной степи «Испытание». Логично: первый получил режиссёрский приз в Венеции, второй — Гран-При «Кинотавра». Однако из претендентов на звание лучшего фильма «Испытание» вытеснено «Дураком» Юрия Быкова, в Сочи премированным лишь за сценарий.

Таким образом все три фильма, заявленные критиками в самой важной номинации, имеют остросоциальную направленность, обозначают беды и язвы сегодняшнего российского бытия: «Белые ночи» посвящены вымирающей деревне, «Левиафан» и «Дурак» — ужасам, творящимся в городских верхушках.

3 Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»

К ним примыкает и «Комбинат «Надежда», проигнорированный жюри «Кинотавра» и национальным прокатом, но разделивший с «Трудно быть богом» вторую строчку по количеству номинаций. Фильм Натальи Мещаниновой о суровой жизни в Норильске записан в тройку лучших дебютов, а также отмечен за сценарий, работу художника и второплановую роль Степана Девонина.

Три номинации получили вышеупомянутые «Дурак» и «Испытание»: Артём Быстров и Наталья Суркова из первого фильма могут рассчитывать на актёрские призы, из создателей второго выдвинуты оператор Леван Капанадзе и композитор Алексей Айги. Трижды упомянута и «Звезда» Анны Меликян: за декорации, музыку и роль Северии Янушаускайте.

4 Кадр из фильма «Класс коррекции»

Иван И. Твердовский, поставивший «Класс коррекции» о трудностях в жизни подростков-инвалидов, назван в числе лучших дебютантов, Ольга Лапшина, сыгравшая роль матери главной героини, — в тройке исполнительниц ролей второго плана.

Ещё четыре картины отмечены по разу. Агния Кузнецова и Александр Збруев принесли номинации фильмам «Да и да» Валерии Гай Германики и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала (лучшие роли), «Ещё один год» Оксаны Бычковой попал в сценарную тройку, а Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут») претендует на приз за лучший дебют.

Легко заметить, что «Белый слон» не одобрил целый ряд картин, приютившихся под крылом вручаемого в эту пятницу «Золотого орла»: проигнорированы и «Солнечный удар», и «Weekend», не говоря уж о «Поддубном».

Голосовать за документальные и анимационные работы критики не будут: победителей, чьи имена назовут сразу на церемонии 3-го февраля, выберут специально назначенные люди.