В ночь на 26 октября по всей Белоруссии мыли окна: с дверей магазинов, торговых центров и общественного транспорта спешно снимали все напоминания о масочном режиме, мирно висевшие там последние полтора года.
Вопреки рекомендациям ВОЗ, стремительному росту заболеваемости и новым локдаунам в соседних странах, на места спустили распоряжение сверху. Ведь несколькими днями ранее глава Белоруссии Александр Лукашенко в привычной ему жесткой манере критиковал своих министров за излишнюю инициативность в деле принуждения населения к вакцинации и ношению масок, строго наказав им больше «не напрягать людей».
Спустя 13 дней после введения в стране обязательного масочного режима Лукашенко отыграл все назад, назвав понуждение к ношению «намордников» противозаконным, при этом поинтересовавшись у главы МВД, кому тот подыгрывает, когда его подчиненные заставляют людей надевать маски.
И этот брошенный главой Республики Беларусь (РБ) своему министру вопрос можно понять двояко: ведь накануне белорусская оппозиция запустила флешмоб «Носи маску, если ты против Лукашенко». Потому многие связали отмену масочного режима в Беларуси с этой инициативой. Так ли это, разбирался собкор «Ридуса» в Минске.
Президент-фаталист
Прежде всего стоит заметить, что в завершении того совещания Александр Григорьевич и вовсе произнес: «Каждый человек должен распоряжаться своей судьбой так, как он считает нужным».
По мнению белорусского политического аналитика Сергея Чалого, эта неожиданная от лидера Беларуси фраза связана с тем, что сейчас белорусская власть как никогда внимательно следит за настроением людей. «Сейчас власть отслеживает то, что о ней говорится. Причем отслеживает это чуть ли не в совершенно оперативном режиме. Теперь уже всем понятно: то, как действия верхушки выглядят в глазах непонятно кого (интернет, Telegram-каналы, зарубежные СМИ), гораздо важнее, чем какие-то реальные достижения. Идет абсолютная борьба исключительно в виртуальном пространстве», — заявил Чалый в стриме на своем канале YouTube-канале.
Более того, эксперт видит в этих метаниях власти полное отсутствие системного подхода, исключительно рефлексивное поведение в ответ на раздражители, которое ломает всю систему принятия и исполнения любых решений. «Невозможно исполнять решения, когда сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье. Это вводит систему в полный ступор», — отметил Сергей Чалый.
В пользу этой версии говорит и реакция Минздрава Белоруссии. После негодования Лукашенко медики поспешили выпустить комментарий, который четко говорил, что обязательный масочный режим в стране отменяется.
Спустя несколько часов Минздрав РБ удалил старый комментарий и выпустил новый, в котором уже предписывал обязательное ношение масок в метро, самолетах и поездах.
Однако и этот комментарий не стал окончательным, так как в тот же день после обеда появилась уже третья версия этого сообщения, в которой акцент стоит уже не на масках, а на отмене административной ответственности за их неношение.
Впрочем, медийно активные публичные политики Беларуси не согласны с оппозиционером Чалым и потому поспешили оправдать действия белорусского президента, спешно свалив все на «плохих бояр».
Отметим, до того Александр Лукашенко подчеркнул, что он единственный президент в мире, в кабинет которого сейчас принято заходить без масок и тестов ПЦР. Таким образом, стало ясно: глава Белоруссии проецирует на окружающих личное отношение к коронавирусу и средствам защиты.
В частности, белорусский политолог Всеволод Шимов, прокомментировавший для «Ридуса» возможную связь отмены масочного режима с флешмобом «Носи маску» от оппозиции, не склонен связывать между собой эти вещи. По его словам, Лукашенко с самого начала шел в этом вопросе поперек «мейнстрима».
«То, что происходит сейчас, — это продолжение той политики, которая была начата больше года назад. Белорусский президент давно стал заложником своего образа „железного лидера“, который не пасует ни перед какими внутренними и внешними угрозами. Поэтому сдать назад в вопросе с COVID-19 он также не может и продолжает идти своим „особым путём“», — считает политолог.Белоруссия — рай для антиваксеров
Между тем Беларусь, пожалуй, единственная страна в мире, где в разгар пандемии нет абсолютно никаких антиковидных ограничений. Настоящая вольница, привлекающая ковид-диссидентов и антиваксеров из России и других стран, где без маски и QR-кода нельзя выйти на улицу. Потому подход Александра Лукашенко к внешнему игнорированию коронавируса кажется очень здравым как минимум российским туристам, которые с восторгом проводят здесь «чумные каникулы».
Еще одним ударом под дых тем, кто называет «батьку» ковид-диссидентом, стало решение Всемирной организации здравоохранения избрать Беларусь в Исполком ВОЗ (куда сроком на три года берут всего восемь европейских стран). Что, как преподносят это белорусские СМИ, свидетельствует о большом вкладе Минска в борьбу с пандемией.
Александр Лукашенко.
Как вышло так, что ВОЗ ставит в пример другим страну, где власти делают все, чтобы демонстративно не замечать ковид?
— Не лишат ли Беларусь этого места и последуют ли новые санкции после отмены обязательного ношения масок? — спросил корреспондент «Ридуса» у Всеволода Шимова.
— Насколько я знаю, еще не было прецедентов, чтобы ту или иную страну как-то «наказали» за ее политику в сфере борьбы с пандемией. Пока что на международном уровне в этом вопросе царит необычайная свобода и каждое государство само определяет, какие меры ему принимать или не принимать. Поэтому вряд ли Минску следует опасаться санкций по поводу ковида на международном уровне. Другой вопрос, что отдельные государства вполне могут вносить Беларусь в списки «неблагополучных стран» и ограничивать контакты с ней, — считает собеседник «Ридуса».
Более того, по мнению белорусского политолога, те или иные решения властей по насаждению или освобождению граждан РБ от ношения масок вообще практически не влияют на процент тех, кто соблюдает это профилактическую меру в период пандемии.
«Каждый решает самостоятельно, носить или не носить маску, исходя из личного опыта или убеждений. Люди в масках на улицах и особенно в общественных местах весьма заметны, хотя и не сказать что составляют большинство», — отмечает минский политолог.Между тем, в отличие от России, в белорусском сегменте интернета вообще невозможно найти людей, высказывающихся за отмену обязательного масочного режима, или широкий фронт антиваксеров. Противники действующей власти обвиняют Лукашенко в халатности и фатализме, который стоит стране тысячи новых жертв, при этом игнорируя тот факт, что в Белоруссии доступны российские и китайские прививки.
Отметим, несмотря на тотальную оппозицию и критику антиковидных действий властей в Сети, доля полностью вакцинированных к настоящему моменту белорусов составляет всего около 30% от населения. Увеличить число привитых особо не помогают ни призывы белорусской оппозиции, ни старания руководителей отдельных успешных предприятий, которые дают своим работникам по два оплачиваемых отгула и премию в сто долларов за прививку от ковида.
Политический обозреватель из Бреста Кирилл Озимко в беседе с «Ридусом» высказал мнение, что в нынешней ситуации не правы как власти Белоруссии, отменившие обязательный масочный режим в тот момент, когда общество только-только начало привыкать к этим профилактическим мерам, так и те, кто обвиняет государство в провале вакцинации.
«Масочный режим — это оправданные меры, направленные государством на защиту здоровья людей в условиях повышенной эпидемиологической опасности. Штрафуя безмасочников, государство охраняет здоровье вас и ваших близких. Нарушители масочного режима, наоборот, посягают на него. На этом фоне мне импонирует антиковидная политика России, и мне очень жаль, что в Беларуси, наоборот, отказались от масочного режима», — говорит Кирилл Озимко.Эксперт полагает, что и в России, и в Белоруссии государство сделало достаточно много для того, чтобы обеспечить население современными препаратами и объяснить ему пользу от вакцинации. «Государство предоставило гражданам бесплатные вакцины и как малым детям разъяснило и продолжает разъяснять, почему надо прийти и сделать укольчик. Почему до сих пор привилось меньше трети населения? Почему куча сертификатов о проделанных прививках в России поддельные?» — задается вопросом Озимко и поясняет, что на Западе нет такого количества ковид-диссидентов, так как противники вакцины считаются там маргиналами.
«К сторонникам теорий заговора про чипирование и прочий бред там относятся как к фрикам, потому что люди привыкли верить фактам, а не фантазиям. В итоге там уже практически все привиты. Потому у них и смертность от ковида в десятки раз ниже, чем в той же России, где сейчас фиксируют рекорды по этому показателю».Таким образом, белорусский собеседник призывает российское и белорусское общество отходить от инфантильного патернализма и начинать чувствовать собственную ответственность за свое здоровье и жизнь.
При этом второй белорусский собеседник «Ридуса» Всеволод Шимов считает, что проблему ковида необходимо решать на международном уровне.
«Коронавирус — глобальная проблема, и выработка мер по противодействию пандемии, на мой взгляд, также должна вестись в мировых масштабах. Пока отдельные государства действуют в этом вопросе по принципу „кто в лес, кто по дрова“, будет много хаоса, паники и конспирологии».Между тем, как считает еще один белорусский политолог Артем Шрайбман, Лукашенко всегда ставил под сомнение классический западный мейнстримный путь борьбы с пандемией.
Пандемия — драйвер для белорусского протеста
«Реакция белорусских властей на первую волну пандемии у многих в мире вызвала шок. Многие считают ее основным драйвером публичной политизации белорусского общества перед протестами 2020 года», — напоминает Шрайбман предысторию недовольства, которое использовала белорусская оппозиция.
«Лукашенко остался верен своим взглядам. Он не считает, что обязательный масочный режим и государственное принуждение нужны в этом вопросе. И когда в его правительстве, в его Минздраве стали появляться элементы общемирового подхода с полицейским принуждением к масочному режиму и прочими мерами, у него возникло внутреннее чувство протеста против этого. Ему не хочется прогибаться под западные рецепты, он хочет сохранить собственный подход», — считает аналитик.Отметим, белорусские медийщики, стараясь обелить тот самый «белорусский подход» в борьбе с коронавирусом и выставить Лукашенко в выгодном свете, переусердствовали до такой степени, что позже были вынуждены оправдываться за свои слова, уточняя, что в намеках телеведущего речь шла о Джо Байдене.
Слова Лукашенко заставили отступить вирус
Нет худа без добра. Помимо разноса чиновников с отменой масочного режима, Лукашенко приказал Минздраву продолжить оказание плановой медицинской помощи населению, которое было временно приостановлено со ссылкой на нехватку свободных специалистов и коечного фонда.
Удивительно, но после того совещания места для нековидных больных в медучреждениях нашли. Более того, Минздрав стал демонстрировать острожное воодушевление и оптимизм относительно ситуации с коронавирусом.
И вот спустя полторы недели после отмены обязательного масочного режима, 5 ноября, выступая на торжественной церемонии открытия кардиохирургического отделения в Могилеве, президент Белоруссии заявил уже практически о победе над четвертой волной коронавируса.
«Сегодня мы не просто сползаем с той вершины, на которую поднялись (особенно по госпитализации, воспалению легких), а уже сползли. Мы уже во многих областных центрах, других больницах возвращаем койки, которые были отданы под ковид. Мы начали в полном объеме оказывать плановую помощь», — сказал Лукашенко.При этом, несмотря на личный пример того, как не надо пользоваться антисептиком и маской, Лукашенко призвал белорусов беречь себя и напомнил им, что каждый сам творец своего здоровья.
Бесстрашие своего шефа втайне от него не разделяют многие чиновники в РБ. Так, в разговорах «не под запись» многие из них признаются, что носят маски, и оправдывают свободу выбора в этом вопросе для населения нежеланием будоражить штрафами народ, вернее, ту его часть, которая относит себя к убежденным антиваксерам.
По мнению Артема Шрайбмана, Лукашенко может быть действительно прав в отношении значительной части своего электората. В том смысле, что многие его сторонники действительно могут не любить маски, не верить в смертоносность вируса или преуменьшать его реальную опасность, как и сам Лукашенко, который демонстративно снимает маску и жмет руку больным в красной зоне ковидной больницы, чтобы показать окружающим свое отношение к происходящему.
При этом эксперт считает, что Лукашенко по-прежнему не понимает, что его личное отношение к пандемии злит ту часть общества, которая напугана вирусом. По мнению аналитика, лидер Беларуси недооценил этот страх населения 1,5 года назад и, кажется, совершенно не понимает природы и масштабов этого страха сейчас.