Режим пограничного контроля в отношении граждан третьих стран, пользующихся авиарейсами между Россией и Белоруссией, начинает действовать в РФ в понедельник.
Для этого авиарейсы, прибывающие в Россию из Белоруссии и убывающие туда, переводятся в международные секторы (терминалы) российских аэропортов.
Иностранные граждане (кроме граждан Белоруссии) и лица без гражданства будут проходить пограничный контроль в порядке, установленном для международных секторов (терминалов) российских аэропортов.
Россиян и белорусов эти меры никак не затронут — штамп о пересечении границы в их паспорта ставиться по-прежнему не будет.
Взятый изолированно, факт переноса рейсов из внутреннего сектора в международный никаких изменений для свободы перемещения внутри пространства СРиБ не привносит. Однако это явный шаг в сторону восстановления полноценного пограничного контроля между Россией и Белоруссией, полагает эксперт НИУ ВШЭ по Белоруссии Дмитрий Болкунец.
«Здесь прослеживается совершенно четкая логика. Вначале Минск вводит безвизовый въезд для граждан ряда стран, с которыми у России визовый режим. Это неминуемо привело к необходимости для России принимать меры по отслеживанию таких путешественников. И такое полупрозрачное состояние внутренней границы двух стран создает дико удобный инструмент как для Москвы, так и для Минска, чтобы при очередном обострении их отношений использовать его для нанесения взаимных уколов», — сказал он «Ридусу».
Введение пограничного контроля в Шереметьево очень поможет властям РФ в проведении сугубо внутренних мероприятий по предотвращению попыток невыездных граждан России проскочить за рубеж через Белоруссию. Если речь идет о банковских должниках, злостных алиментщиках и прочей «мелкоте», то Минску до них нет дела.
Но далеко не исключены ситуации, когда в числе невыездных могут оказаться политические противники одного из двух «союзных» режимов, и вот тут-то каждая из сторон может подходить к вопросу об их выезде-невыезде избирательно, подчеркивает Болкунец.
«Сейчас формально у РФ и РБ по-прежнему общая внешняя граница, и российские невыездные являются таковыми для белорусских пограничников, и наоборот. Однако, если Минск захочет подложить кнопку российским братьям, белорусы могут „не заметить“ этого человека, сославшись да хоть на сбой компьютерной базы. Белорусская погранслужба ведь Москве не подчиняется, и кроме формального протеста Россия ничего сделать не может», — говорит он.
Такие случаи уже бывали, когда некоторые объявленные Москвой персонами нон-грата граждане Украины свободно въезжали в Белоруссию, у которой к ним никаких претензий нет, а оттуда проникали в Россию, где втихаря мутили воду. А, вдоволь нагадив оккупантам, безнаказанно сбегали обратно через тот же Гомель.
Есть еще один очень интересный вопрос, напрямую к белорусско-российским пограничным делам не относящийся, но также касающийся перемещения жителей сопредельных стран через полупрозрачные границы бывшего СССР. Это вопрос калининградского транзита.
Калининградский поезд — это уникальный маршрут не только в бывшем СССР, но и, кажется, во всей Евразии. Ведь человек, объявленный невыездным в России, может сесть на него совершенно свободно, он ведь формально пределов страны не покидает. Но если такой человек решился на побег в один конец, он может выскочить из вагона хоть через форточку во время проезда по Литве и просить там политического убежища.
«Чтобы люди таким образом сбегали, я не слышал. Но доподлинно известно, что любители путешествовать экономят на проезде, покупая билет Москва—Калининград и сходя с него в Вильнюсе. Потому что внутрироссийский билет стоит намного дешевле, чем международный билет Москва—Вильнюс. Соответственно, теоретически нельзя исключить, что таким же образом через эту форточку может сбежать и невыездной россиянин», — соглашается Болкунец.