Есть такой парень — Дмитрий Альшаев, Белый Художник. Почему Белый? Потому что создает рисунки на тему военной истории России, в основном периода Гражданской войны. На его работах оживают великие полководцы, лихие казаки, отважные юнкера.
И если раньше Альшаев рисовал в основном «архаичные» сюжеты, то сейчас работает по теме специальной военной операции. И так творчество молодого художника «заходит» аудитории, что давно уже вышло за пределы группы его с рисунками «Полк Белого Художника» в соцсети, например на выставочные стенды Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» на Красной площади.
Дмитрий побеседовал с «Ридусом» и рассказал, зачем рисует СВО, при чем на его работах имперский флаг и приходилось ли ему «пояснять за работы».
«Ридус»: Твои рисунки можно выделить в отдельный тематический жанр — все они о Белой гвардии, связанных с нею деятелях, о сражениях — прошлых и настоящих. Как ты пришел к этой теме и как долго этим занимаешься?
Белый Художник: Я пришел к этой теме путем изучения истории — заинтересовал период Гражданской войны. Я долго искал истину, изначально был нейтральным, потому что ничего не знал об этих страницах истории. В поисках и изучении различной информации я потратил много времени, прежде чем принять конкретную сторону. Как долго этим занимаюсь, сложно сказать. Со школьных лет — а школу я окончил шесть лет назад, только тогда я рисовал гораздо хуже, чем сейчас.
«Ридус»: Ты самоучка, то есть не учился в художественных учебных заведениях. Считаешь ли ты себя художником и растешь ли в своем творчестве в направлении профессионализма? Что для тебя самое сложное?
Белый Художник: Да, я нигде не учился. Сложно сказать, считаю ли я себя художником. В социальной сети «ВКонтакте» у меня есть группа, называется «Полк Белого Художника», в ней со стороны подписчиков я наблюдаю признание. Исходя из их комментариев моих работ, можно сказать, что я расту в профессиональном плане. Я доверяю мнению своей аудитории. Самое сложное для меня — сначала поймать идею, визуализировать образ в голове, до того момента, как я его нанесу на бумагу. С этим бывают трудности, порой над сюжетом рисунка нужно подумать не один час.
«Ридус»: Почему ты выбрал направление графики? Не хочешь попробовать поработать с маслом или другими красками?
Белый Художник: В моем арсенале — пенал с карандашами, простыми и цветными, и гелиевые ручки. Работать с красками мне не позволяет обстановка, в которой я нахожусь уже не первый год. Здесь гораздо удобнее работать с бумагой и карандашами.
«Ридус»: За полгода СВО ты нарисовал десяток работ о ней. Все они метафоричны, имеют подтекст, то есть не буквальны. Как приходят такие сюжеты, какой смысл ты в них вкладываешь? Какие из своих работ можешь отметить особенно?
Белый Художник: Верно, в моих работах — всех — заключен скрытый смысл. В работах, посвященных СВО, наблюдаются параллели с Гражданской войной, потому что, во-первых, спецоперация, по сути, — это ее отголосок, тоже одни русские люди ведут боевые действия против других русских, у которых «антирусская» каша в голове. Во-вторых, армия России ведет боевые действия против детища большевизма, коим является Украина. Сюжеты для рисунков об СВО приходят ко мне из Telegram-каналов. В них встречаются гораздо более подробные, живые кадры, чем те, которые показывают в ТВ-новостях.
У меня нет работ, которые нравятся мне больше всего, я к ним отношусь одинаково. Так получается потому, что всякий раз, когда я берусь за очередной рисунок, я выкладываюсь в нем максимально, стараюсь, чтобы работа меня удовлетворяла как автора.
«Ридус»: На одной из работ, посвященных СВО, запечатлены военные ВС России в современной экипировке на фоне имперского флага. Один из зрителей сказал мне, что «флаг не в тему». Поясни, что он значит в этой работе и ряде других? Он в твоих рисунках — частый лейтмотив.
Белый Художник: Насколько я помню, у меня один рисунок об СВО, на котором запечатлен имперский флаг. Дело в том, что эта работа срисована с фотографии: бойцы стоят на БТР, и на нем развевается черно-желто-белый имперский флаг с гербом Российской империи. Для меня этот флаг значит то же самое, что и для людей, которые его разместили на БТР: я, как православный монархист, верю в то, что придет единение, которое было когда-то, что однажды Россия возродится в том виде, котором она была и котором должна быть.
«Ридус»: Расскажи об иллюстрировании. Ты делаешь иллюстрации для исторических книг. О чем эти проекты?
Белый Художник: В начале года со мной связались менеджеры столичного издательства и предложили проиллюстрировать книгу «Белые. Повести и рассказы о Белом движении». Они нашли меня по рисункам, опубликованным в соцсети.
Я с удовольствием согласился выступить в качестве художника этого издания. Материала за годы накопилось много, поэтому сложностей не возникло.
Сейчас я работаю над иллюстрированием книги российского историка, специалиста в области истории России XX века, истории революций и Белого движения Василия Цветкова «Последняя битва Белого Юга. 1920 год». Этот проект направлен на то, чтобы русский народ вспомнил о тех событиях и героях, которые в своё время были вычеркнуты со страниц нашей истории или преподнесены в искаженной форме, дабы очернить подвиг доблестной армии, до последнего вздоха сражавшейся за Россию. К тому же для меня огромная честь — трудиться над иллюстрациями для книги и понимать, что я работаю с таким человеком — доктором исторических наук, профессором и просто прекрасным специалистом в данном направлении.
«Ридус»: Твои рисунки давно вышли за пределы группы «Полк Белого Художника», ты не сказал, но сегодня в ней 11 524 участника! Например, я часто встречаю их в комментариях. Люди постят твои работы, правда, не всегда указывая твое авторство. Как они распространились так резво — без рекламы и прочих продвижений? На твой взгляд, что в них трогает зрителя?
Белый Художник: Удивительным образом мои рисунки распространились без рекламы и прочих продвижений, я никого не просил что-то репостить, нигде не выставлялся и не платил за «прокачку» группы. Видимо, людям просто и откровенно нравится то, что я делаю. А что трогает зрителя в этих работах... наверное, то же самое, что и меня — чувство патриотизма, чего-то духовного.
«Ридус»: На днях твои рисунки на тему СВО оказались на выставке фестиваля «Спасская башня» на Красной площади. Каково это — видеть свое творчество за своим именем в сердце страны?
Белый Художник: Фотографию баннеров с моими рисунками, размещенных на Красной площади, мне прислал человек, с которым мы не были знакомы, подписчик группы. Это захватывающее чувство — видеть свои работы в таком знаменательном месте, в контексте такого масштабного события, как «Спасская башня». Я сам не отправлял туда работы, со мной связались организаторы. Когда происходит подобное, вдохновение творить дальше подкрепляется. Я рисую для людей, от души — к душе, и очень рад, когда аудитория растет.
«Ридус»: Как ты думаешь, какой вес сегодня имеет изобразительное искусство в контексте СВО? Что оно несёт в себе и военным, и гражданским? В частности, твое творчество?
Белый Художник: Изобразительное искусство в контексте СВО имеет огромный вес, потому что она ведется не только обычными средствами поражения, но и в СМИ. Информационная война стала причиной того, что я начал рисовать в этой тематике. В первые дни спецоперации инициатива на информационном фронте была перехвачена Украиной, и я надеялся внести хоть малейшую долю противовеса в это противостояние. Но сейчас я наблюдаю, что очень много российских авторов пишут замечательные работы в поддержку российской армии, меня это очень радует — инфофронт в этом плане благодаря русским художникам крепчает.
«Ридус»: Я знаю, что ты не рисуешь ни за деньги, ни «в угоду» — порой получаются очень смелые и принципиальные вещи. Приходилось ли тебе как-то «отвечать» за творчество? И считаешь ли ты нужным что-то кому-то доказывать после того, как рисунок уже состоялся?
Белый Художник: Да, приходилось отвечать за творчество. Я, к сожалению, не могу сказать о своем настоящем роде деятельности, но в моей служебной среде иногда возникали моменты, когда приходилось отстаивать свои работы. Иногда встречались люди, которые придерживаются другой идеологии. С ними приходилось беседовать, хотя за беседой таилось напряженное противостояние. Но никому никогда не удавалось меня принудить к какой-то сдержанности в этом плане или ограничить мою деятельность.
«Ридус»: Ты начинающий художник, и в силу возраста тебе ещё долго придется начинать и продолжать. В чем ты видишь для себя вдохновение и что можешь посоветовать таким же начинающим художникам, музыкантам, писателям — что главное и как не сломаться в начале, когда дело, даже толковое, по большей части у многих живёт только «в столе»?
Белый Художник: Мое вдохновение заключается в моей идеологии, моем служении Отечеству, моей любви к России. Начинающим художникам могу посоветовать ценить не моменты признания и популярности, а получать удовольствие от процесса творчества. Когда хвалят — это приятно, но это не главное. Главное — видеть скрытый, духовный смысл в том, что делаешь.
На своем примере, возвращаясь к группе «Полк Белого Художника»: я ее создал просто для того, чтобы публиковать там рисунки, чтобы они не лежали в столе. Не подозревая, во что она превратится. Благодаря тому, что она собрала свою аудиторию, теперь я провожу под Белгородом ежегодные военизированные сборы «Сбор полка Белого Художника». На них собираются мои единомышленники, мы проводим полевые выходы, по форме, идейно. Кстати, в этом году сбор прошел недалеко от границы с Украиной, никого это не испугало.
Ко мне в Белгород едут люди из других городов и областей. Это так круто, что не может не вдохновлять и не давать силы работать. «Сбор полка» пройдет и летом 2023 года, приглашаю принять участие всех, кому интересно. Новости о точной дате и сроках проведения будут появляться в группе.