Кино

«Белый тигр» поедет за «Оскаром»

60 415

Режиссер Карен Шахназаров на съемках фильма "Белый тигр" в подмосковном Алабине

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» стал российским претендентом на премию Американской киноакадемии в категории «Лучший иноязычный фильм». Позорное решение национального оскаровского комитета тем более позорно, что в этом году у нас были гораздо более достойные фильмы.

Объяснение, как всегда в таких случаях, лежит на поверхности: Шахназаров – хороший человек (кто спорит), мы все перед ним в долгу (как перед директором «Мосфильма»), давайте все вместе его дружно поздравим (в июле ему стукнуло 60). Какое отношение эти безусловно серьезные доводы имеют к «Оскару» - непонятно. Россия вновь выдвинула на соискание главной премии мира не кино, а человека со связями. О каком мировом успехе отечественного кино может идти тогда речь?

Шахназаров – неплохой режиссер, но не более. Он блистательно стартовал в начале 80-х и подарил нам такие прекрасные картины как «Мы из джаза», «Курьер» и «Зимний вечер в Гаграх». Но всё, что снял Шахназаров в последние лет этак 15, – всего лишь тень былого успеха. Начав с абсолютно «зрительского» кино, режиссер постепенно захотел перейти в «Авторы» - но застрял где-то на половине, больше потеряв, нежели выиграв. Безусловное доверие публики он давно потерял, а до подлинно серьезного уровня так и не добрался. «Белый тигр» в этом отношении показателен: начавшись как приключенческий военный фильм, он вдруг сворачивает в сторону философской притчи – но до «золотой середины» так и не добирается. У картины есть, конечно, свои определенные плюсы: в ремесле Шахназарову не откажешь. Но не отделаться от ощущения, что не этими плюсами руководствовался оскаровский комитет, когда принимал свое окончательное решение. За словами о том, что это «большой и важный фильм про войну» скрывается полное нежелание ответственных людей принять решение не «ради дружбы», а ради общего дела.

А состояла оскаровская комиссия в этом году из 29 человек, большинство из них – режиссеры старшего поколения. Это российские обладатели «Оскара» Владимир Меньшов и Никита Михалков, номинанты на премию – Сергей Бодров, Павел Чухрай, Петр Тодоровский, Константин Бронзит, победители крупнейших фестивалей Александр Сокуров, Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Андрей Звягинцев, Светлана Проскурина, а также призеры ММКФ Георгий Данелия, Владимир Наумов, Николай Досталь, Алексей Учитель, Дмитрий Месхиев, Вера Сторожева и сам Карен Шахназаров. При этом в списке нет, допустим, режиссеров Алексея Германа-младшего, Кирилла Серебренникова или Сергея Соловьева – первый получил приз за лучшую режиссуру в Венеции, второй побеждал на фестивале в Риме, у третьего на полке стоят важные награды как из Венеции, так и из Берлина. Но их достижения оказались менее «значимыми», чем, допустим, Золотой кубок Шанхайского кинофестиваля (есть и такой). Что ж – зато они непричастны к очередной позорной странице нашей киноистории.

Шансы у «Белого тигра» нулевые – как и у предыдущего фильма Шахназарова «Палата №6», который Россия тем же путем также отчаянно пыталась пропихнуть на Запад. Подобный товар не пользуется спросом даже у нас – так чего уж тут говорить об Америке. Причем речь сейчас идет даже не о самом «Оскаре» - а о попадании в девятку лучших иностранных картин, которая позднее сократится до пятерки.

Совершенно очевидно, что Шахназарова «сольют» еще на предварительном этапе. Уж больно серьезные у нас подобрались соперники: от Франции, например, – кассовый хит «1+1» (он, вероятнее всего, и победит), от Германии – призер Берлинале «Барбара», от Румынии – дважды премированная в Каннах лента Кристиана Мунджиу «За холмами». Ким Ки Дук, увезший недавно из Венеции «Золотого льва» за фильм «Пьета», представит Южную Корею. Триумфатор Каннского фестиваля –  «Любовь» Михаэля Ханеке, недавно названная лучшим фильмов года кинокритиками – Австрию.

 

На настоящий момент Россия участвовала в итоговой борьбе за «Оскар» в номинации «Лучший иноязычный фильм» всего четырнадцать раз, из них четыре раза мы побеждали – с фильмами «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем». Кроме того на премию претендовали «Братья Карамазовы», «Чайковский», «Частная жизнь», «Военно-полевой роман», «Вор». Фильмы Никиты Михалкова оказывались в пятерке лучших трижды – еще были «Урга» и «12». Дважды попадали в номинацию ленты Станислава Ростоцкого - «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо», и Сергея Бодрова-старшего - «Кавказский пленник» и «Монгол», только последний представлял на торжественной церемонии не Россию, а Казахстан. Вероятность, что следующей зимой список пополнится пятнадцатым названием – нулевая в миллионной степени.

См. также:

«Белый тигр» Шахназарова сразится в прокате с «Мстителями» 

Рецензия в «Обзоре кинопремьер» 

«Кто поедет за «Оскаром»?»