Кино

Берлинский кинофестиваль закрылся с азиатским акцентом

4 394

Жюри под председательством продюсера Джеймса Шамуса присудило Главный приз 64-го Берлинале - «Золотого медведя» - китайскому фильму «Чёрный уголь, тонкий лёд» (реж. Йинан Дяо). Ляо Фань, сыгравший в этой ленте следователя, расследующего загадочные убийства, получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль (у нас актёр известен по третьим «Доспехам Бога», выходившим в прошлом году). Операторская работа в другой китайской картине – «Массаж вслепую» - удостоилась «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения.

Китай таким образом вновь подтвердил статус одной из важнейших фестивальных кинодержав – каковой принадлежит ему уже добрые четверть века. Освещавшие Берлинский фестиваль кинокритики, однако, с этим мнением жюри в большинстве своём не согласны, отмечая, что в конкурсе были и более достойные главных наград работы.

Китайский режиссер Диао Иинаня и актер Ляо Фан.

© Tobias Schwarz/Reuters

В частности, всеобщие симпатии получила лента «Отрочество» - история взросления мальчика, кусочками снимавшаяся на протяжении одиннадцати лет. Для документального кино подобная задумка не внове, но в игровых картинах многолетние эксперименты – непозволительная роскошь. Ричард Линклейтер, впрочем, бросать вызов времени не боится – начать с того, что он ещё в 1995-м затеял необычайный проект, каждая серия которого выходит раз в девять лет: «Перед рассветом» - «Перед закатом» - «Перед полуночью». Первый фильм этой серии, кстати, принёс ему в том же Берлине награду за лучшую режиссуру – и вот спустя 19 лет «Отрочество», в котором ему удалось скомпоновать годы в три часа экранного времени, принесло ему вторую аналогичную награду. Хотя наблюдатели и пророчили картине Главный приз.


Анна Бруеггеманн и Дитрих Бруеггеманн.

© Tobias Schwarz/Reuters

Гран-при жюри досталось режиссёру Уэсу Андерсону за фильм, открывавший кинофестиваль, - «Отель «Гранд Будапешт». Лучшей актрисой назвали японку Хару Куроки, сыгравшую в исторической драме «Маленький дом». Немецкая лента об опасности религиозного фанатизма «Крёстный путь» награждена призом за лучший сценарий. Картина французского классика Алена Рене «Любить, пить и петь» отмечена не только федерацией кинокритиков (премия ФИПРЕССИ), но и призом имени Альфреда Бауэра, которым принято поощрять новые веяния. Подобную «шутку» берлинское жюри откалывает не впервые: эту же награду получал здесь не так давно Анджей Вайда. Что лишний раз доказывает: ветераны кинематографа не сдаются – и продолжают создавать более «молодые», чем у многих прочих, произведения.

Режиссер Ричард Линклейтер.

© Thomas Peter/Reuters

Единственный представитель России – мультфильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось» - удостоен Специального приза конкурса «Generation Kplus» как лучшая короткометражная работа с формулировкой «За работу, великолепно раскрывающую человеческую природу, сделанную с большим мастерством и тонким чувством юмора».

Леонид Шмельков.

Китайский режиссер Диао Иинаня.

© Tobias Schwarz/Reuters

Французские кинематографисты Джонатан Винел и Кэролайн Поджи.

© Pool/Patrik Stollarz/Reuters

Режиссер Ричард Линклейтер.

© Tobias Schwarz/Reuters

Французские актеры Андре Дуссолиер и Жан-Луи Ливи.

© Pool/Patrik Stollarz/Reuters

Лу Е.

© Thomas Peter/Reuters

Анна Бруеггеманн и Дитрих Бруеггеманн.

© Thomas Peter/Reuters

Кинорежиссер Ян Деманж.

© Thomas Peter/Reuters

Актер Андре Дюссолье.

© Thomas Peter/Reuters

Еллар Колтрейн, Лорелея Линклейтер, Патриция Аркетт и режиссер, сценарист и продюсер Ричард Линклейтер.

© Thomas Peter/Reuters

Актер Кристоф Вальц.

© Thomas Peter/Reuters

Актеры Сюань Хуан и Хуан Лу.

© Thomas Peter/Reuters

Члены жюри актер Кристоф Вальц и иранский режиссер и художник Митра Фарахани.

© Thomas Peter/Reuters

Международный член жюри иранский режиссер и художник Митра Фарахани и директор фестиваля Дитер Косслик .

© Thomas Peter/Reuters

Кинорежиссер Едзи Ямада и актриса Хару Куроки.

© Thomas Peter/Reuters