Недавний штурм в коттеджном поселке Вешки сразу напомнила мне старую историческую байку про Буденного и НКВД. Слышал ее несколько раз, но за достоверность не поручусь, возможно, что ничего такого и не было, и это лишь в чистом виде народная мечта.
В каждом анекдоте, лишь доля анекдота
Есть такая легенда: будто бы в 1937 году отряд НКВД-шников приехал «брать» Буденного на его подмосковной даче, как положено, в черных «воронках». Однако Буденный вовремя заметил их из окна — и не растерялся: достал из тайника пулемет, залез на чердак и начал отстреливаться. Чекисты бросились штурмовать, но легендарный командарм Первой Конной прижал их плотным огнем к земле у себя на огороде, а сам по прямой линии стал дозваниваться в Кремль товарищу Сталину (якобы у Буденного, как у маршала, была прямо с дачи она проложена). И дозвонился!
Сталин снял трубку, Буденный ему проорал — мол, Коба, что делается, какие-то люди, явные враги Советской власти, окружили меня тут в Барвихе, что делать, отбиваюсь из последних сил!
Согласно той же легенде, Сталин, посасывая трубку, выдал ему в ответ роскошную фразу:
— Семэн, дэржис!
И потом, типа посмеявшись находчивости старого боевого усача, отдал приказ чекистов отозвать.
Анекдоты — они ведь у народа добрые. Ну и — надо же было как-то объяснить, почему почти всех красных командармов в 1937 перестреляли, а Буденный остался?
Трагедия и фарс
В 2021 году история, как и положено, повторилась как фарс. «Росгвардия», пришла брать «заслуженного пенсионера-ветерана криминальных войн» в подмосковный элитный поселок. Тот тоже отказался сдаваться и залег отстреливаться с целым арсеналом на крыше. Может быть, он тоже звонил по прямому проводу кому-то «наверх», хотя, судя по исходу «сражения», конечно, вряд ли…
У нынешней истории хеппи-энда не случилось. «Ветеран» по фамилии Барданов отбивался от четырех элитных отрядов спецназа Российской Федерации в течение шести часов — и в конечном итоге его… нет, не захватили — его сожгли заживо вместе с домом.
© Сергей Савостьянов/ТАСССудя по реакции в СМИ и соцсетях, народ (что удивительно, почти независимо от идеологической или политической ориентации) в основном сочувствует боевому пенсионеру и изощряется в уничижительных эпитетах по адресу «бравых росгвардейцев».
Ситуация и в самом деле какая-то шокирующая: против одного пенсионера было выдвинуто, по последним данным, около 140 бойцов. И не каких-то недокормленных срочников — а как бы самых зубров: вооруженных с головы до ног, все в броне, лбом каждый по два кирпича разбивает, зубами проволоку перекусывают, знакомы со всеми что ни на есть боевыми единоборствами — словом, коня на скаку остановят, в горящую избу войдут. При этом, по некоторым сведениям, в поддержку им были приданы броневик и чуть ли не артиллерия.
И нате пожалуйста: в дом Барданова, в отличие от абстрактной избы, лихим суперменам войти так и не удалось.
Есть, правда, и хорошие новости: среди самих спецназовцев потерь тоже не оказалось — только один офицер получил ранение в ногу. Но шесть часов канонады, да в непосредственной близости от столицы...
Боец пошел уже не тот?
Публика разочарована и негодует. В соцсетях люди вопрошают, что мол это и есть наши защитнички? Да они только на парадах могут своими лбами кирпичи крошить.
Я и в самом деле вдруг задумался: интересно, а сколько бы времени понадобилось для нейтрализации бравого пенсионера, скажем… взводу настоящих, боевых пехотинцев какого-нибудь 1945 года? Одному взводу (от 15 до 50 человек) простых солдат, а не 140 элитным бойцам. Что-то, сдается мне, за полчаса, за час бы взяли.
Но почему? Вот по-настоящему интересный вопрос. Неужели все дело в том, что у нас «элитный спецназ» совсем ничему не учат, и они просто не знали, с какого конца автомат заряжается?
В нашей армии допустить можно, конечно, всё; «кто в армии служил — тот в цирке не смеется» — это железное правило. Но все-таки я не думаю, что все настолько плохо и дело лишь в обучении; боюсь, тут проблема глобальней. Если коротко — проблема в том, что непокорный «пенсионер» стрелял пулями и кидал гранаты (по некоторым данным, боеприпасы были не боевыми). И одно это дало ему непреодолимое преимущество — даже при соотношении сил 1 к 140.
Тут еще напоминают с галерки дополнительный шокирующий факт: сам-то пенсионер, 6 часов сопротивлявшийся объединенному спецназу всея РФ — никакой не спецназовец. Он, вроде бы, в армии вообще не служил. И никакими боевыми подвигами не отличался. Ни бегать по отвесным стенам, ни попадать выстрелом в игольное ушко он тоже отродясь не умел. Словом, стрелок был чистый дилетант.
Система ценностей
Почему же вся «элита» столько времени не могла его взять? Ответ элементарный: потому что
а) у него было оружие
б) он был готов умереть.
Все дело — в ценности жизни, а точнее — в абсолютной ценности жизни. Ценность жизни — фетиш 21 века. Ничто, с точки зрения типичного человека 21 века, не стоит жизни (прежде всего его собственной, разумеется). И нам всем очень нравится такой подход, это такой «гуманизм в действии».
Но вот «незначительное происшествие в Вешках» — одно из следствий абсолютизации ценности жизни. Представим себе, что бойцы некого абстрактного элитного-преэлитного спецназа абсолютно ценят свою жизнь, и тогда они по своей боеспособности, по умению решить боевую задачу оказываются… ну примерно на уровне 140 учениц воскресной музыкальной школы, со скрипками и виолончелями наперевес.
Почему элитные бойцы не шли на штурм? Да элементарно — «нахрен надо?» Пенсионер-то стреляет. А если заденет ненароком? А если в голову? Да, убеждать бойцов с помощью теории вероятности можно долго — дескать, да ты что, да вероятность попадания очень низкая, да ты ведь будешь быстро бежать, да пенс ведь и стрелять никогда не учился, да ведь из «калашникова» в принципе куда-либо точно попасть невозможно, да шанс на попадание — один из ста.
А боец все это послушает и скажет: «да вы что… Целых один из ста… Не пойду». Все сказанное касается не каких бы то ни было конкретных спецназовцев - в совершенно аналогичной ситуации могли бы оказаться (и не раз оказывались) и хваленые американские «морские котики» и представители других элитных спецподразделений различных стран, чему есть множество примеров. Суть не в том, какой и чей это спецназ, она совсем в другом...
Суть 21 века
© MAXIM SHIPENKOV / EPA/ ТАСССмех смехом (для кого-то, возможно, и слезы), а ведь это и есть суть 21 века. Встречайте. Есть еще одно, еще более наглядное следствие ровно той же абсолютизации ценности жизни — ковид. Точнее, не сам ковид — а вот эта всемирно-истерическая реакция на него. Откуда весь этот «вечный локдаун», отказ от туризма, перевозок, передвижений и комендантские часы? Вероятность смерти от ковида — те же один из ста, точнее — еще значительно меньше, так как есть шанс не заболеть вовсе. Но люди в массе оказываются еще трусливее элитных бойцов — они реально жаждут, чтобы им вообще ничего не угрожало. В принципе. Ради этого они готовы носить на лице маски хоть всю жизнь. Почему? Потому что сама жизнь как таковая для них — это сейчас единственная абсолютная ценность.
Правда, не для всех. Взять того же Барданова — вот он повел себя абсолютно не современно, не по-молодежному. Ну да, 61 год… Человек из прошлого. С точки зрения любого рядового спецназовца, мотивация Барданова вообще непостижима. Как это — отказаться сдаться? Зачем? Ведь его же убьют! А как же ценность своей жизни?!
И его действительно убили.
И это тоже, видимо, станет отличительным знаком 21 века — бесконтактное убийство. Убийцы-роботы, самонаводящиеся дроны — вот это вот всё. Ну, или просто бросить бомбу. Будет очень важно обеспечить, чтобы те, кто отдают приказ убить и даже те, кто исполняют приказ убить — сами при этом не рисковали. Вообще — ничем и никак.
Личная безопасность — прежде всего.