Российские банки к концу прошлого года накопили солидные валютные резервы. К 1 декабря (более свежих данных пока нет) запас валютной ликвидности в банковской системе страны составил 16,5 миллиарда долларов. Это всего на 0,6 миллиарда меньше показателя предыдущего месяца, но намного больше, чем в ноябре 2018 года (тогда было всего 4,8 миллиарда долларов), и в целом весьма высокий уровень для конца года, отмечает в своем обзоре Райффайзенбанк.
Небольшое сокращение валютных запасов, судя по всему, связано с нулевой и даже отрицательной доходностью валютных депозитов в условиях достаточно стабильного курса рубля. В результате деньги переводятся в рублевые инструменты. За ноябрь юридические лица забрали со счетов 2,9 миллиарда долларов, физические — 0,8 миллиарда.
Вместе с тем в секторе сохраняется значительный валютный дисбаланс, говорится в обзоре: объем валютных средств на счетах клиентов составляет 239 миллиардов долларов. При этом объем кредитного портфеля в валюте — 132,2 миллиарда долларов, а в валютные ценные бумаги вложено всего 43,1 миллиарда. Как следствие — высокое предложение валюты от банков на рынке валютного свопа, что поддерживает сильный курс рубля. По итогам 2019 года рубль стал второй лучшей валютой EM, прибавив к доллару 14% и пропустив вперед лишь украинскую гривну.
В первые месяцы наступившего года аналитики банка ожидают увеличения запаса валютной ликвидности в секторе под действием благоприятной сезонности. И это несмотря на сокращение валютных доходов российской экономики и возвращение на рынок после каникул Банка России, который скупает валюту для Минфина в рамках бюджетного правила. За 11 месяцев прошлого года поступления от экспорта нефти упали на 5,8% (до 111,6 миллиарда долларов), от экспорта газа — на 15% (до 37,7 миллиарда), от продажи угля — на 4,5% (до 14,7 миллиарда).
В ожидании ослабления рубля
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusНаращивание запасов валюты российскими банками может объясняться спекулятивными ожиданиями ослабления национальной валюты, а также возможной подстраховкой от потенциального распространения санкций на новые выпуски еврооблигаций, допускает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.
Увеличение втрое за последний год подобной „валютной подушки“ повышает стабильность банковской системы и внутреннего валютного рынка. В случае дестабилизации ситуации ажиотажный спрос на валюту может быть удовлетворен за счет как раз этих резервов, что позволит Банку России не прибегать к экстренным мерам, которые прошли проверку временем в период введения США и Евросоюзом секторальных санкций, — поясняет эксперт.В то же время эти валютные излишки работают и сейчас, добавляет он, за счет предоставления валюты по операциям своп рубль получает поддержку в связи с удовлетворением потребности некоторых участников рынка в валютной ликвидности.
Рост запасов валюты формируется за счет возвращения ранее выданных валютных кредитов и сокращения их новой выдачи (происходит дедолларизация) и увеличения открытой валютной позиции за счет покупки валюты на рынке, — отмечает аналитик.Зачем правительству валюта
© Оксана Викторова/Коллаж/RidusВалютная ликвидность постепенно увеличивалась весь год, а в последние месяцы процесс ускорился, рассказывает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. По его мнению, это связано не только с ожиданиями ослабления рубля, но и с привлечением рублевых средств через валютные свопы, в первую очередь с крупными экспортерами.
Происходит это на фоне сезонно высокого спроса на российское сырье, а значит, в ближайшие месяцы ситуация должна нормализоваться. Какой-либо проблемы в этом нет — это совершенно рыночная ситуация, — успокаивает аналитик.Отсутствие валютной ликвидности всегда сказывается негативно на финансовой системе и неминуемо ведет к снижению курса локальной валюты, продолжает эксперт. И хотя дедолларизация, безусловно, заставляет организации сокращать транзакции в долларах и переходить на другие валюты, полностью отказаться от американской валюты не получится, поскольку именно в ней котируется сырье, крупным экспортером которого является Россия.
Да и такой цели все-таки нет: стоит задача максимально снизить зависимость, а не перейти на расчеты в рублях или евро, — напоминает Дадашев.По его мнению, показательными являются действия правительства по увеличению резервов в долларах: в ноябре 2019 года Россия увеличила вложения в облигации США на 794 миллиона долларов.
ЕЦБ и ФРС активно льют ликвидность на рынок, так что особой трудности в ее получении нет, однако отрицательные ставки в Европе, возникшие, чтобы не допустить застоя денежной массы в банках, вынуждают отечественные организации платить комиссии, которые перекладываются на российских клиентов, — заключает эксперт.