Российская экономика закончит текущий год в минусе — в этом уже мало кто сомневается, расходятся пока только оценки глубины падения. Так, Институт исследований и экспертизы «ВЭБ.РФ» прогнозирует снижение на 3,8% при среднегодовой цене нефти 34 доллара за баррель.
Основной провал, по версии исследователей, придется на второй квартал — минус 18%. В третьем квартале ВВП упадет всего на 0,9%, а в четвертом может даже вырасти на 1,3%, хотя итоговые показатели это уже не спасет. При этом реальные располагаемые доходы россиян резко просядут во втором квартале — на 17,5%. Затем начнется восстановление, но все равно за год они потеряют 6,5%.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, допускает падение экономики к концу года на 5%. Давать строгие оценки сейчас очень трудно, подчеркнул он, но уже очевидно, что карантин в стране продлится не меньше месяца, и пока неизвестно, придется ли его и дальше пролонгировать и насколько. В 2009 году российский ВВП упал на 7,8−7,9%, напомнил Кудрин в интервью телеканалу РБК.
Если через пару месяцев экономика не перезапустится, и начнется банкротство компаний, их невыплаченные долги повиснут на банковском секторе, который почувствует кризис через 3−6 месяцев, добавил эксперт.
Нефть или карантин — что важнее?
© pixabay.comПрогноз Кудрина сейчас, к сожалению, выглядит более реалистичным, считает создатель клуба венчурных инвесторов ITLEADERS и консалтинговой компании KLOPENKO GROUP Егор Клопенко.
Но надо понимать, что пока рано давать оценку масштабам экономического кризиса, так как мы не знаем его основных параметров. Главное — мы не знаем, как долго он продлится и сколько будет времени в 2020 году на восстановление. Возможно, такого времени не будет вообще, — отмечает он.До сих пор нет полной ясности относительно того, какие меры поддержки будут приняты, удастся ли государству оказать реальную помощь людям и бизнесу, поясняет эксперт. Пока очевидно одно: точка невозврата, когда можно было бы пройти этот кризис без особых потерь для экономики, уже пройдена. Рецессия будет однозначно, вопрос только в ее глубине.
В принципе расхождение между прогнозами ВЭБ и Кудрина достаточно невелико, обращает внимание директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Но позиция ВЭБ ему нравится больше. И дело даже не в нефти. Она, конечно, важна, но в основном для российского бюджета, а с ним и так все будет нормально за счет наколенных резервов, даже при цене черного золота в 30 долларов за баррель, уверен эксперт.
Судьба экономики сегодня в большее степени зависит от того, как долго продлится период самоизоляции, полагает он, потому что каждый месяц карантина дает снижение в 6% ВВП в месяц. Рецессия неизбежна из-за того, что обрываются хозяйственные связи, есть целые сектора, где спрос нулевой, все закрыто. Но и оживление экономической активности после отмены ограничительных мер должно быть более резким, чем при традиционных кризисах, потому что инвестиций особенных не понадобится, достаточно запустить простаивающие мощности и вернуть на работу людей. Это, конечно, теоретически. Ситуация для экономики новая, и никто сейчас не может с точностью предсказать, как она будет развиваться на самом деле.
Если целые сектора начнут как-то оживать к концу года, это будет хорошо. Я надеюсь, что наши власти смягчат кризис и снижением ключевой ставки до 5,5% уже 24 апреля, и различными другими мерами. С моей точки зрения, того, что делается, в принципе уже достаточно. Я думаю, что до 5% ВВП будет адресная господдержка, — говорит Разуваев.Реалистичность того или иного прогноза экономической динамики почти полностью зависит от тенденции пандемии, соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Дмитрий Бабин. Если пик глобального распространения коронавируса будет пройден в ближайшие месяцы, а снятие соответствующих ограничений не приведет к новой вспышке заболевания, нефтяные цены могут уйти на более высокие уровни, превысив уровень бездефицитности российского бюджета в 42,4 доллара за баррель, допускает он.
Это позволит избежать более пессимистичного сценария для отечественной экономики и финансовой системы, однако экономический спад все же произойдет из-за инертности уже запущенных негативных процессов, связанных с пандемией. Но потери ВВП РФ в 2020 году могут быть и меньше 3,8%, если нефть быстро восстановится и закрепится выше 40 долларов за баррель, — прогнозирует эксперт.Однако стоит учитывать и динамику распространения коронавируса внутри страны, добавляет он, которая может быть не столь благоприятной и потребует более длительных ограничительных мер, что приведет к более существенным потерям экономики РФ даже при благоприятной конъюнктуре сырьевого рынка.
Если же меры по борьбе с глобальной пандемией позволят лишь замедлить распространение заболевания, стабилизировать ситуацию, но не смогут купировать данную проблему, то экономический провал может быть более глубоким, а рецессия способна затянуться на несколько лет, предупреждает аналитик.
Безработица вместо инфляции
© pixabay.comНесомненно, что все сценарии предполагают снижение реальных доходов россиян, признают эксперты. Размер потерь, опять же, зависит от продолжительности эпидемии и времени, необходимого на устранение ее экономико-социальных последствий.
Пока у России есть достаточный финансово-экономический запас прочности, в том числе обеспеченный ФНБ. Если более продолжительное течение пандемии и необходимость сохранения ограничительных мер станет очевидной, власти примут более обширные меры, направленные на предотвращение сильного провала доходов граждан, — надеется Бабин.Если раньше сокращение доходов было связано в основном с инфляцией, в том числе из-за девальвации рубля, тогда как номинальные зарплаты не менялись, то сейчас главной причиной ухудшения материального благополучия россиян станет безработица, указывает Разуваев. По его мнению, Россия впервые столкнется с таким резким снижением занятости экономически активного населения. И аналогичная ситуация будет во всех крупных экономиках.
Я вижу снижение доходов на 6,8%. При этом с очень высокой вероятностью инфляция не превысит таргета ЦБ в 4%, потому что резкое снижение спроса на все будет мешать росту цен, — уточняет он.
Снижение доходов населения и банкротство компаний приведет к значительному росту плохих долгов в портфелях банков. Но, скорее всего, как показывает опыт, ни один из них не рухнет, успокаивает Разуваев.
Если какой-то банк окажется на грани банкротства, его просто будут санировать за счет кредитов ЦБ, как в 2008 году, предполагает эксперт. Продолжится концентрация активов в госбанках. А для населения в любом случае есть система страхования вкладов. Так что катастрофы в финансовом секторе опасаться не стоит, считает аналитик.
У Банка России есть достаточно инструментов для поддержания ликвидности банковской системы и финансового сектора в целом, поддерживает коллегу Бабин. Тем не менее, по его мнению, кризисная ситуация несомненно окажет влияние на работу банков, в том числе с населением, в частности, кредиты станут менее доступными.