Кино

Безумное солнце пустыни — к премьере четвёртого «Безумного Макса»

5 2502

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Австралия — США, реж. Джордж Миллер, в ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кийс-Бирн, Натан Джонс, Рози Хантингтон-Уайтли, Зои Кравиц, Райли Кео, Эбби Ли, Кортни Итон.

Сайт фильма

В забытой богом пустыне одиночку Макса мучают призраки прошлого — и легко сбегая от врагов, он не в силах убежать от самого себя. Судьба приводит его — в качестве раба, универсального донора — в Цитадель, где изувеченные нищие всё готовы отдать ради нескольких капель воды, а словно загипнотизированные бойцы полураспада только и мечтают о том, чтобы погибнуть в бою, тем самым обеспечив себе место в райской Валгалле, куда чуть ли не за руку обещал отвести каждого героя Несмертный Джо, их тиран-правитель.

Между тем воительница Фьюриоса за рулём огромной фуры отправляется в путь за бензаком и боеприпасами, но вдруг сворачивает на восток — увозя в мифические Зелёные земли пятерых «кобылиц» своего уже бывшего босса, пятерых его жён, на которых он так рассчитывал в плане производства здорового потомства…

Трейлер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Сразу, для ясности: при очевидной общности фильмообразующего фетиша, седьмой «Форсаж» по сравнению с «Максом» — кино для девочек из ясельной группы. Там, конечно, неплохо всё сделано, но всё равно это, простите, машинки да куколки; семейный сеанс — на чём, собственно, и настаивают создатели ленты. Когда же здесь Макс ещё на титрах предупреждает, что «Мой мир — это огонь и кровь», он не только не врёт, но и метафорически обозначает жанровую суть картины. Отключите в зале кондиционер и поставьте открытые канистры с бензином — и вот вам будет то 5D, которое максимально полно погрузит зрителя в ту безудержную гонку, которая на два часа оторвёт от реальности, наверное, любого.

Хотя нет, дополнительные эффекты тут вовсе не нужны — с лихвой хватает и того, что рвётся с экрана наружу. Мало сказать, что неумолкающий саундтрек здесь остроумно оправдывает участвующая в преследовании барабанная установка на колёсах со свисающим перед лобовым стеклом гитаристом, так у персонажей ещё и настоящие пули — «семена смерти» — вместо зубов, так что для перезарядки достаточно просто выдернуть патрон изо рта. Ох, вдохнуть вы вдохнёте, но выдохнуть, скорее всего, сможете только на финальных титрах.

1 Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Но исходя из того, что основные впечатления от фильма укладываются в восторженный возглас «полный ***» (очень, невероятно, беспредельно круто), дальше в силу понятных причин придётся либо тщательно подбирать эпитеты, либо вообще перейти к второстепенным на общем фоне деталям. К которым, как ни странно, относится даже главный герой в исполнении Тома Харди, уже во втором кадре живьём сжирающий ящерицу, но даже так в целом уступающий заявленной фуре хотя бы в вопросах крупности и частоте появления на экране.

К слову, комментируя недавний отзыв из российского проката фильма „Номер 44“, некоторые особо рьяные „эксперты“ не постеснялись обозвать Харди „малоизвестным актёром“ — что было, конечно, смешно, но при этом отчасти и объяснимо. Хотя в британском детективе „Шпион, выйди вон!“ его персонаж крутил роман с самой Светланой Ходченковой (казалось бы, такое можно и запомнить), в мейнстримовых голливудских хитах он, действительно, чаще выступал на втором плане, а в третьем „Бэтмене“ его лицо и вовсе спрятано под респиратором. Те же ленты, где он играл главные роли, выходили у нас либо совсем уж скромно („Лок“), либо заведомо не рассчитывая на серьёзные сборы („Общак“, „Самый пьяный округ в мире“). Но теперь, понятное дело, озвученная формулировка более не сработает: хотя маска до поры до времени присутствует и здесь, с этого дня Том Харди — безусловная звезда первого эшелона и мирового калибра; надо ли напоминать, кто исполнял роль Безумного Макса в первых трёх фильмах?..

Ролик фильма «Безумный Макс: Дорога ярости», напоминающий о том, с чего всё началось 

Что касается Шарлиз Терон, то вот её, конечно, все знают довольно давно — но вряд ли кто-то узнал бы здесь, не будь её имя написано на афише и в титрах. До настоящего момента роман звезды с подобного рода остросюжетным кино носил отрывочный характер — и начался уже после «Оскара», когда нужда в профессиональном росте отпала, а огромные гонорары только начинались. Однако «Эон Флакс» обернулась откровенным провалом, «Хэнкок» счастливым образом избежал сиквела, а «Прометей» был тем редким случаем, когда фанаты шли в кино ради человека, неизменно остающегося за кадром. Теперь об упущенном времени остаётся только сожалеть — так как в роли Фьюриосы Шарлиз показывает такой класс, каковой в принципе редок для экшен-жанра. Не сразу даже заметишь, что её героиня — однорукая, с механической рукой, так ловко она метелит в момент знакомства Макса, с которым у неё поначалу будут определённые разногласия по поводу маршрута и попутчиков. Но то, как в пылу любой схватки актриса не забывает и про эмоции, заслуживает отдельной похвалы: ещё можно согласиться с тем, что по морде способна вдарить любая, но для того, чтобы выразить при этом ещё и массу чувственных нюансов, нужна была, безусловно, большая актриса.

2 Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Но наибольшей похвалы заслуживает, разумеется, режиссёр картины Джордж Миллер, которому совсем недавно стукнуло семьдесят лет, — вот кто бы мог подумать, что в старике по-прежнему так много крови! В нашем кино — не перестаёшь этому поражаться — это уже возраст для совсем иной «Цитадели», однако вскормленный на австралийских хлебах Миллер не просто сделал безумный шаг, вернувшись к истории, первая часть которой вышла в далёком 1979-м, а последняя (как думалось) — три десятилетия назад, но и создал фильм, который наверняка заставит разрыдаться многих молодых кинематографистов. Вложенный в уста одного из своих персонажей отчаянный выкрик «Если уж подыхать, то подыхать героем на дороге ярости!», возможно, и имеет некие автобиографические корни — но результат этой поездки таков, что сейчас мастеру впору задуматься уже и о пятой серии. Чёрт, а ведь это тот же самый режиссёр, над которым некоторые смели посмеиваться из-за его приверженности к говорящим поросятам (первую серию «Бэйба» Миллер выпустил как продюсер, а вторую поставил сам) и танцующим пингвинам (хотя «Оскар» за «Делай ноги» заметно уменьшил количество подобного рода шуток). Всё-таки сколь невероятными бывают иногда повороты на жизненном пути! Слава им, столь приятным неожиданностям!

Финальный трейлер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Когда где-то с месяц назад было объявлено, что мировая премьера картины состоится в Каннах, в этом виделась очередная уступка фестиваля сугубо жанровому кинематографу: в конце концов, публику нужно ведь не только поучать, но и развлекать, поэтому подобные показы там давно не в новинку. Однако сейчас очевидно: новый «Безумный Макс» — со всеми его убийственными погонями и оглушительными взрывами — это авторское кино высшей пробы, фильм, не просто бьющий по пустоголовым зрителям, но реально расширяющий границы как дозволенного, так и возможного. И рискни фестивальный оргкомитет включить ленту всё-таки в конкурс (что поначалу, конечно, было бы принято в штыки всеми критиками мира), то судьба «Золотой пальмовой ветви» была бы определена с самого начала: всех прочих участников конкурса разнесло бы ровно так же, как и «дикобразов» на пустынной дороге. Мысли о вечном, как правило, пережёвываемые каннскими лауреатами, — это, ясное дело, хорошо, но что сравнится с той яростной мощью, подобно смертоносной буре транслируемой в зал этим безусловным шедевром?.. Пристегните ремни, вас ждёт два часа умопомрачительной гонки.

3 Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»