«Безумный Макс: Дорога ярости»
Австралия — США, реж. Джордж Миллер, в ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кийс-Бирн, Натан Джонс, Рози Хантингтон-Уайтли, Зои Кравиц, Райли Кео, Эбби Ли, Кортни Итон.
В забытой богом пустыне одиночку Макса мучают призраки прошлого — и легко сбегая от врагов, он не в силах убежать от самого себя. Судьба приводит его — в качестве раба, универсального донора — в Цитадель, где изувеченные нищие всё готовы отдать ради нескольких капель воды, а словно загипнотизированные бойцы полураспада только и мечтают о том, чтобы погибнуть в бою, тем самым обеспечив себе место в райской Валгалле, куда чуть ли не за руку обещал отвести каждого героя Несмертный Джо, их тиран-правитель.
Между тем воительница Фьюриоса за рулём огромной фуры отправляется в путь за бензаком и боеприпасами, но вдруг сворачивает на восток — увозя в мифические Зелёные земли пятерых «кобылиц» своего уже бывшего босса, пятерых его жён, на которых он так рассчитывал в плане производства здорового потомства…
Трейлер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Сразу, для ясности: при очевидной общности фильмообразующего фетиша, седьмой «Форсаж» по сравнению с «Максом» — кино для девочек из ясельной группы. Там, конечно, неплохо всё сделано, но всё равно это, простите, машинки да куколки; семейный сеанс — на чём, собственно, и настаивают создатели ленты. Когда же здесь Макс ещё на титрах предупреждает, что «Мой мир — это огонь и кровь», он не только не врёт, но и метафорически обозначает жанровую суть картины. Отключите в зале кондиционер и поставьте открытые канистры с бензином — и вот вам будет то 5D, которое максимально полно погрузит зрителя в ту безудержную гонку, которая на два часа оторвёт от реальности, наверное, любого.
Хотя нет, дополнительные эффекты тут вовсе не нужны — с лихвой хватает и того, что рвётся с экрана наружу. Мало сказать, что неумолкающий саундтрек здесь остроумно оправдывает участвующая в преследовании барабанная установка на колёсах со свисающим перед лобовым стеклом гитаристом, так у персонажей ещё и настоящие пули — «семена смерти» — вместо зубов, так что для перезарядки достаточно просто выдернуть патрон изо рта. Ох, вдохнуть вы вдохнёте, но выдохнуть, скорее всего, сможете только на финальных титрах.
Но исходя из того, что основные впечатления от фильма укладываются в восторженный возглас «полный ***» (очень, невероятно, беспредельно круто), дальше в силу понятных причин придётся либо тщательно подбирать эпитеты, либо вообще перейти к второстепенным на общем фоне деталям. К которым, как ни странно, относится даже главный герой в исполнении Тома Харди, уже во втором кадре живьём сжирающий ящерицу, но даже так в целом уступающий заявленной фуре хотя бы в вопросах крупности и частоте появления на экране.
К слову, комментируя недавний отзыв из российского проката фильма „Номер 44“, некоторые особо рьяные „эксперты“ не постеснялись обозвать Харди „малоизвестным актёром“ — что было, конечно, смешно, но при этом отчасти и объяснимо. Хотя в британском детективе „Шпион, выйди вон!“ его персонаж крутил роман с самой Светланой Ходченковой (казалось бы, такое можно и запомнить), в мейнстримовых голливудских хитах он, действительно, чаще выступал на втором плане, а в третьем „Бэтмене“ его лицо и вовсе спрятано под респиратором. Те же ленты, где он играл главные роли, выходили у нас либо совсем уж скромно („Лок“), либо заведомо не рассчитывая на серьёзные сборы („Общак“, „Самый пьяный округ в мире“). Но теперь, понятное дело, озвученная формулировка более не сработает: хотя маска до поры до времени присутствует и здесь, с этого дня Том Харди — безусловная звезда первого эшелона и мирового калибра; надо ли напоминать, кто исполнял роль Безумного Макса в первых трёх фильмах?..
Ролик фильма «Безумный Макс: Дорога ярости», напоминающий о том, с чего всё началось
Что касается Шарлиз Терон, то вот её, конечно, все знают довольно давно — но вряд ли кто-то узнал бы здесь, не будь её имя написано на афише и в титрах. До настоящего момента роман звезды с подобного рода остросюжетным кино носил отрывочный характер — и начался уже после «Оскара», когда нужда в профессиональном росте отпала, а огромные гонорары только начинались. Однако «Эон Флакс» обернулась откровенным провалом, «Хэнкок» счастливым образом избежал сиквела, а «Прометей» был тем редким случаем, когда фанаты шли в кино ради человека, неизменно остающегося за кадром. Теперь об упущенном времени остаётся только сожалеть — так как в роли Фьюриосы Шарлиз показывает такой класс, каковой в принципе редок для экшен-жанра. Не сразу даже заметишь, что её героиня — однорукая, с механической рукой, так ловко она метелит в момент знакомства Макса, с которым у неё поначалу будут определённые разногласия по поводу маршрута и попутчиков. Но то, как в пылу любой схватки актриса не забывает и про эмоции, заслуживает отдельной похвалы: ещё можно согласиться с тем, что по морде способна вдарить любая, но для того, чтобы выразить при этом ещё и массу чувственных нюансов, нужна была, безусловно, большая актриса.
Но наибольшей похвалы заслуживает, разумеется, режиссёр картины Джордж Миллер, которому совсем недавно стукнуло семьдесят лет, — вот кто бы мог подумать, что в старике по-прежнему так много крови! В нашем кино — не перестаёшь этому поражаться — это уже возраст для совсем иной «Цитадели», однако вскормленный на австралийских хлебах Миллер не просто сделал безумный шаг, вернувшись к истории, первая часть которой вышла в далёком 1979-м, а последняя (как думалось) — три десятилетия назад, но и создал фильм, который наверняка заставит разрыдаться многих молодых кинематографистов. Вложенный в уста одного из своих персонажей отчаянный выкрик «Если уж подыхать, то подыхать героем на дороге ярости!», возможно, и имеет некие автобиографические корни — но результат этой поездки таков, что сейчас мастеру впору задуматься уже и о пятой серии. Чёрт, а ведь это тот же самый режиссёр, над которым некоторые смели посмеиваться из-за его приверженности к говорящим поросятам (первую серию «Бэйба» Миллер выпустил как продюсер, а вторую поставил сам) и танцующим пингвинам (хотя «Оскар» за «Делай ноги» заметно уменьшил количество подобного рода шуток). Всё-таки сколь невероятными бывают иногда повороты на жизненном пути! Слава им, столь приятным неожиданностям!
Финальный трейлер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Когда где-то с месяц назад было объявлено, что мировая премьера картины состоится в Каннах, в этом виделась очередная уступка фестиваля сугубо жанровому кинематографу: в конце концов, публику нужно ведь не только поучать, но и развлекать, поэтому подобные показы там давно не в новинку. Однако сейчас очевидно: новый «Безумный Макс» — со всеми его убийственными погонями и оглушительными взрывами — это авторское кино высшей пробы, фильм, не просто бьющий по пустоголовым зрителям, но реально расширяющий границы как дозволенного, так и возможного. И рискни фестивальный оргкомитет включить ленту всё-таки в конкурс (что поначалу, конечно, было бы принято в штыки всеми критиками мира), то судьба «Золотой пальмовой ветви» была бы определена с самого начала: всех прочих участников конкурса разнесло бы ровно так же, как и «дикобразов» на пустынной дороге. Мысли о вечном, как правило, пережёвываемые каннскими лауреатами, — это, ясное дело, хорошо, но что сравнится с той яростной мощью, подобно смертоносной буре транслируемой в зал этим безусловным шедевром?.. Пристегните ремни, вас ждёт два часа умопомрачительной гонки.