В минувшее воскресенье в подмосковном Жуковском завершился XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Изначально было понятно, что ввиду целого ряда причин, включая жесткие ограничения, связанные с пандемией, экономический и отраслевой кризис, а также непростую международную ситуацию, МАКС-2021 станет одним из самых сложных и неоднозначных авиасалонов за все время их существования.
МАКС-2021.
Учитывая же потенциальные перспективы переноса традиционного места проведения МАКСа — ЛИИ им. М. М. Громова в Летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова, расположенный достаточно далеко от Москвы, будущее главного авиасалона России может вообще оказаться под вопросом.
Тяжелые времена
МАКС-2021/
О сложностях, с которыми довелось столкнуться МАКС-2021, заявляют организаторы выставки в итоговом релизе.
«Салон в 2021 году проходил в условиях продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции, что не могло не сказаться на количестве посетителей, посетивших выставку. За шесть дней на МАКС-2021 побывали 135 020 профессионалов и любителей авиации», — говорится в документе.
МАКС-2021. Несмотря на жесткие санитарные ограничения, в дни массового посещения на выставке было многолюдно
Относительно небольшое количество посетителей (предыдущие выставки собирали по 300—500 тысяч человек) в значительной степени связано с санитарными ограничениями, введенными в связи с очередным обострением пандемии COVID-19 в июле.
«Новинки»
В отличие от международных автосалонов, стремящихся продемонстрировать миру самые последние новинки автопрома, в аэрокосмической отрасли само понятие «новинка» несет в себе совершенно другой смысл. Для создания и модернизации нового самолета или космического аппарата требуется куда больше времени, нежели для разработки новой модели автомобиля. Это во многом обуславливает тот факт, что все «новинки» МАКС-2021, за редким исключением, уже хорошо известны околоавиационной публике на протяжении нескольких лет.
Су-75 Checkmate.
«Ажиотажный интерес вызвал новейший лёгкий тактический самолёт Checkmate (о нем мы поговорим чуть позже). Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой МАКС стал региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Ещё одна новинка — лёгкий многоцелевой самолёт „Байкал“», — сообщается в итоговом релизе МАКС-2021.
МС-21-300 взлетает.
Не секрет, что перспективный отечественный авиалайнер МС-21 ждет свои двигатели ПД-14 уже не первый год. То, что МС-21 наконец-то «слетался» с новым российским двигателем, безусловно, хорошая новость. Она дает надежду, что разработка, испытания, сертификация и подготовка к массовому производству новой машины не затянутся на долгие годы вплоть до ее морального устаревания. Нечто подобное, как известно случилось с SSJ-100. Впрочем, даже с ПД-14, путь МС-21 в небо не будет усеян розами. Серьезным препятствием на нем может стать отказ иностранных компаний поставлять композитные материалы для изготовления крыльев самолета. Введенные в отношении России санкции грозят заметно усложнить жизнь отечественному авиалайнеру. В связи с этим все надежды возлагаются сегодня на российских производителей композитов.
Ил-114-300.
Другая «новинка» МАКС-2021 — Ил-114-300 — на самом деле является глубоко модернизированной версией турбовинтового самолета Ил-114, разработанного в СССР в конце 1980-х и производимого на заводе в Узбекистане.
Почему к этой не самой «молодой» разработке приковано сегодня столь серьезное внимание, что именно она стала одной из звезд МАКС-2021?
Причина в массовом выводе из эксплуатации самолетов семейства Ан-24, незаменимых на коротких и средних маршрутах в местах, где отсутствуют современные аэродромы. Ил-114 предназначен для эксплуатации с относительно коротких ВПП, имеющих бетонное или плотное грунтовое покрытие, и может стать заменой самолетам Антонова.
ЛМС-901 «Байкал».
Заменой другого антоновского «ветерана» Ан-2, предположительно, должен стать самолёт ЛМС-901 «Байкал». В отличие от Ан-2, работающего на дорогом авиационном бензине, этот цельнокомпозитный легкий самолет, оснащенный турбовинтовой силовой установкой, потребляет керосин. Крейсерская скорость машины возросла до 330 километров в час, перегоночная дальность — до 4,5 тысяч километров, грузоподъемность — до 3,5 тонн. Самолет имеет «стеклянную» кабину и новый фюзеляж. Современная авионика позволяет ему летать и днем, и ночью в любую погоду.
Шах и мат…
Главной же сенсацией МАКС-2021 стал макет перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75. В отличие от всех остальных «новинок», его появление на МАКСе для многих стало полной неожиданностью.
Свою роль сыграла и достаточно успешная PR-кампания самолета, которому было присвоено имя Checkmate. В переводе со сленга это означает ход конем или шах и мат в исполнении фигуры коня.
На данном этапе сложно судить, насколько успешной будет признана работа конструкторов Сухого. Работу же маркетологов «Ростеха» уже сейчас можно оценить на 5+. Машина с помпой была презентована в отдельном стильно оформленном павильоне, благодаря чему выстроившаяся к нему очередь в дни массового посещения напоминала очередь в Мавзолей во времена СССР.
Специально построенный павильон для Су-75 Checkmate.
Что касается самой машины, то однодвигательный Су-75 Checkmate по сути является «половинкой» двухмоторного истребителя пятого поколения Су-57. Предполагается, что на рынке и в бою он должен будет составить конкуренцию схожему по конструкции американскому F-35. В отличие от «американца», Checkmate стоит в несколько раз дешевле.
Учитывая огромные пространства и протяженность границ России, для их защиты более предпочтительны тяжелые и энерговооруженные двухдвигательные истребители. Одномоторный же Checkmate, скорее всего, будет производиться на экспорт в третьи страны.
Легкость и низкая стоимость Су-75 Checkmate, по всей видимости, позволят компенсировать главный сегодняшний недостаток его старшего двухмоторного «брата» Су-57.
Истребитель пятого поколения Су-57.
Напомним, в настоящее время на Су-57 используется мотор АЛ-41Ф1, являющийся усовершенствованным вариантом силового агрегата АЛ-41, устанавливаемого на самолет предыдущего поколения Су-35. АЛ-41Ф1 обеспечивает бесфорсажный сверхзвуковой полет и высокую маневренность. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги и соплом круглой формы.
Двигатель Су-75 Checkmate АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги и соплом круглой формы.
Заметим, что именно круглые сопла двигателей заставляют относить Су-75 и Су-57 к пятому поколению с большой натяжкой. Их форма серьезно ухудшает такой параметр, присущий машинам пятого поколения, как малозаметность.
В настоящее время ожидается, что и «старший», и «младший» самолеты получат новые двигатели, производство которых пока еще не налажено. При этом машины, оснащенные новыми моторами, по всей видимости, будут поставляться прежде всего в российские ВКС, а не на экспорт.
Взгляд в будущее
Несмотря на ажиотаж вокруг Су-75 Checkmate, самой настоящей звездой МАКС-2021 можно было бы назвать совсем другой, не столь заметный проект. Речь идет о летающей лаборатории для испытания гибридных силовых установок, смонтированной на базе старого самолета Як-40.
Летающая лаборатория для испытания гибридных силовых установок на базе самолета Як-40.
МАКС-2021.
Летающая лаборатория для испытания гибридных силовых установок на базе самолета Як-40.
В состав гибридной силовой установки входит первый в мире электрический авиадвигатель с использованием эффекта сверхпроводимости. Кроме того, создатели лаборатории рассматривают возможность использования на самолете двигателя, работающего на водородных топливных элементах. Появление авиационной гибридной силовой установки является наиболее трендовым на сегодняшний день шагом, так как способствует созданию в будущем полностью электрического самолета.
То, что помимо пышных официальных премьер, как на этот раз было с Су-75 Checkmate, в ходе салона демонстрируются пусть и опытные, но абсолютно смелые и прорывные образцы, подобные лаборатории на базе Як-40, говорит о востребованности МАКС как площадки для публичной «засветки» перспективных трендовых проектов. Все это подчеркивает практическую значимость авиасалона, повышая его шансы на дальнейшее сохранение в формате одной из крупнейших в Европе технологических демонстрационных площадок.
МАКС жив?
МАКС-2021.
Пожалуй, самая оптимистичная новость была озвучена на МАКС-2021 в последний день мероприятия, в воскресенье. По словам представителя дирекции авиасалона, следующий МАКС пройдет летом 2023 года, причем, снова в Жуковском.
«Международный авиационно-космической салон в шестнадцатый раз состоится в июле-августе 2023 года в городе Жуковском в Московской области», — заявил представитель дирекции.
Также стало известно, что, согласно распоряжению правительства РФ № 1846-р от 7 июля 2021 года, МАКС-2023 включен в перечень международных выставок продукции военного назначения, которые проводятся на территории Российской Федерации в 2023 году.
Редакция «Ридуса» благодарит ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за предоставленную возможность сделать красивые фото самолетов, участвовавших в летной программе МАКС-2021.