Фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» сразу понравился не только простым зрителям, но и заумным критикам — но такого успеха ожидать не приходилось.
Федерация, более известная всему миру под аббревиатурой ФИПРЕССИ, вручает свои награды на многих кинофестивалях, и призёрами становятся либо «высоколобые» картины, проходящие в прокате под грифом «кино не для всех», либо работы с сильным «авторским» зарядом. Достаточно посмотреть на список обладателей Гран-При — награды, которая вручается раз в год на фестивале в Сан-Себастьяне после всеобщего голосования. «Отрочество» Ричарда Линклейтера, «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, «Любовь» Михаэля Ханеке, «Древо жизни» Терренса Малика, «Призрак» Романа Поланского — это только лауреаты последней пятилетки. Нельзя отрицать в них «зрительского начала», но при этом очевидно, что это не те фильмы, на которые зрители валит валом.
Между тем четвёртый «Безумный Макс» собрал по всему миру порядка 375 миллионов долларов, из которых дюжина пришлась на Россию. Это боевик высочайшей мощи, гонка на предельных скоростях — такое кино, казалось бы, на фестивалях не крутят. И между тем, его мировая премьера прошла в Каннах — и мы уже отмечали в своей рецензии, что понятно, почему вне конкурса: иначе судьба «Золотой пальмовой ветви» была бы предрешена с самого начала. Это не было шуткой, хотя могло сойти за таковую — и вот оказывается, как всё обернулось. Подобная мысль пришла не в одну голову — и сегодня 70-летний Джордж Миллер празднует заслуженную победу.
В ходе финального голосования его фильм обогнал такие фестивальные хиты как «Такси» Джафара Панахи («Золотой медведь» Берлина), «Убийца» Хоу Сяосяня и «Сын Саула» Ласло Немеша (приз за режиссуру и Гран-При Канн соответственно). Что неожиданно подтверждает простую, но не всегда очевидную вещь: критик тоже человек — и тоже зритель. И если кино и правда запредельно хорошее, ему от этого факта не отвернуться. Если в этом году лучший фильм — боевик, это надо лишь справедливо признать.
При таком раскладе становится всё более очевидно, что теперь «Безумный Макс» направляется прямиком на «Оскар» — намереваясь забрать уже не только «технические» призы, но и побороться за самую главную награду.