Business FM сообщила о мошенничестве с автокредитами, в котором преступники оформляли кредиты на автомобили в Казахстане и затем продавали их в России, не информируя покупателей о том, что машины числятся в залоге у казахстанских банков. Недавно было выявлено 800 потенциальных жертв, и это число продолжает увеличиваться.
Согласно расследованию, примерно тысяча россиян оказались втянуты в мошенническую схему ввоза автомобилей через Казахстан. Мошенники обещали жителям Казахстана легкий заработок: они должны были оформить на себя автокредит, получив вознаграждение в размере, приблизительно 400 тысяч рублей. Начальный взнос за машину оплачивали мошенники, а затем, по их версии, автомобиль якобы начинал работать в таксопарке или арендном сервисе, самокупая себя за счет заработка. После погашения кредита, владельцы могли переоформить авто на таксопарк или выкупить его по заниженной цене.
На деле, автомобили не поступали в таксопарки. Их сразу отправляли в Россию с поддельными документами, а выплаты по кредитам прекращались. За некоторые автомобили было сделано лишь несколько платежей. Вскоре банки стали требовать оплаты с заемщиков, и те, осознав обман, начали подавать заявление об угонах и других преступлениях.
В то же время, в России ничего не подозревающие граждане покупали эти автомобили. Их предлагали как новые машины с электронными ПТС в автосалонах, и они без труда проходили регистрацию в ГАИ, часто даже несколько раз перепродаваясь.
Как только в Казахстане обнаружили эту мошенническую схему и количество пострадавших начало расти, все дела были объединены в одно уголовное производство, а машины объявлены в международный розыск. Тогда российские владельцы начали сталкиваться с проблемами при проведении регистрационных действий: многие узнали о залоге автомобиля у казахстанских банков.
Эксперты сообщают, что по каждому автомобилю будет вестись отдельное расследование. Некоторые автомобили задержаны и находятся в полиции России, тогда как другие уже передаются обратно в Казахстан или временно остаются у российских владельцев. Разбирательства по каждому случаю могут занять месяцы или даже годы. Ожидается множество судебных исков в России против автосалонов и частных продавцов, которые продали эти машины.
Проблема заключается в отсутствии единой базы данных по заложенным объектам между Россией и Казахстаном. На момент регистрации автомобиля в России информация о его нахождении в залоге не была доступна, что освобождает российские регистрационные органы от ответственности.
Остается много невыясненных вопросов, например, с помощью каких поддельных документов машины ввозились из Казахстана, учитывая их залоговый статус, и являются ли все казахские владельцы действительно пострадавшими, а не соучастниками преступления. Этими расследованиями займутся казахстанские правоохранительные органы. В России же потенциальные покупатели автомобилей получили новую причину для беспокойства.