Экономика

Билл Гейтс: Нам нужна эпидемия малярии в блогосфере

28 538

Билл Гейтс. © Gus Ruelas/Reuters

Основатель империи Microsoft Билл Гейтс вновь стал богатейшим человеком на планете. Рейтинговое агентство Bloomberg, опубликовав 17 мая обновленный «Индекс миллиардеров», вернуло Гейтсу лидерскую позицию, отобранную у него в 2010-м мексиканским миллиардером Карлосом Слимом.

По оценке Bloomberg, личное состояние Гейтса составляет 72,7 млрд. долларов. При этом утверждается, что в течение последнего года Гейтс, владеющий 5% акций Microsoft и являющийся номинальным главой корпорации, стал богаче на 15% (акции Microsoft за тот же период выросли в цене на 28%).

Пользуясь подходящим поводом, «Ридус» публикует в переводе последнее интервью Билла Гейтса, данное им журналу Wired две недели назад.

Питер Тиль (один из основателей платежной системы PayPal и венчурный инвестор – прим.), выражая свое недовольство прогрессом технологий, недавно отметил: «Мы хотели летающие автомобили, вместо этого мы получили 140 символов». Вы с ним, наверное, не согласны?

Мне искренне жаль Питера Тиля, если он действительно рассчитывает куда-то слетать на авто. Ведь это довольно неэффективный способ перемещения из одной точки в другую. С другой стороны, 20 лет назад у нас была мысль, что информация будет доступной на кончиках наших пальцев, и мы сделали это реальностью. Теперь каждый считает само собой разумеющимся, возможность смотреть фильмы, отслеживать свое местоположение и заказывать любые вещи онлайн. Я хотел бы, чтобы был какой-то способ отнять это все у людей на один день, чтобы они могли вспомнить, как жить без всего этого.

Вот уже пять лет как вы полностью переключились на благотворительность. От чего было труднее всего отказаться?

Я скучаю по работе над преобразованиями, над которыми ежедневно работает Microsoft – это и новые программы, и визуализация информации; в процессе мозгового штурма рождаются тысячи новых идей. Но я использую созданные наработки, всю эту цифровую основу на новой стезе, что помогает мне искать ответы на вопросы о том, например, как мы можем вакцинировать детей. Или о том, как мы можем отслеживать питание в бедных странах; как мы можем получить дешевые и доступные финансовые услуги для каждого; как мы можем революционизировать образование­­­...

© Reuters

Фонд Билла и Мелинды Гейтс спас более 5 миллионов жизней. Как вы заставляете СМИ интересоваться спасением жизней так же как очередной моделью какого-нибудь планшетника?

Нам нужна эпидемия малярии в блогосфере, чтобы пользователи ей реально заинтересовались. Серьезно, человечество разделено на два сообщества, никак не пересекающихся друг с другом. Одно из них – около полутора миллиардов человек  –  это семьи, что живут в районах, подверженных малярии; и остальные, что живут хорошей сытой жизнью. Другое дело, если бы малярия свирепствовала под боком, эта тема была бы не в пример популярней...

Разумеется, специалисты из сферы высоких технологий и прочих инноваций, вносящие важнейший вклад в развитие человечества должны жить и работать в комфорте. Но если они зарабатывают достаточно денег, они должны отдавать часть доходов на решение проблем, с которыми они лично не связаны. Однако здесь необходимо просвещение, Двадцать лет назад, я не был так осведомлен о проблемах беднейших слоев населения планеты. Но в 1993 году, мы с Мелиндой поехали в Африку и решили сосредоточиться на глобальном здравоохранении…

Вам тогда было почти 40. Но сейчас богатые молодые специалисты из сферы высоких технологий, например, тот же Марк Цукерберг, участвуют в благотворительности с гораздо более раннего возраста. Вы чувствуете в этом свое участие?

Я бы не приписывал этого себе, но это в любом случае положительный тренд.

Известно, что вас интересуют массивные открытые онлайн-курсы и вы даже инвестировали в академию Саламана Хана. Если бы все это существовало во времена вашей молодости, в школьные годы, что-то было бы по-другому?

Нет, вряд ли. Для мотивированного студента знания всегда доступны, интернет лишь сократил путь к ним. Если вы достаточно мотивированы, вам сгодятся и книги. Но если вы застреваете уже на пятой главе, если вы сразу сдаетесь, если вам не интересен поиск ответов на сложные вопросы, то даже и не пытайтесь записаться на лекции Фейнмана (американский физик, один из разработчиков квантовой электродинамики – прим.). Это правда, будь то онлайн или офлайн. МООС – это попытка собрать вместе группу и воодушевлять студентов, почти как в типичном классе, заставляя вас взаимодействовать во время лекций так, что бы они будили вас и заставляли заниматься. Гипертруженнику такое просто не нужно.

Ваш фонд концентрируется, в частности, на образовании. Насколько плохо обстоят дела в США в контексте воспитания нового поколения?

Единственный показатель, по которому Штаты отстают от Евросоюза, а также Японии, Китая и других – это эффективность затрат на образование.  Несмотря на то, что за последние 25 лет мы их удвоили, реальные достижения растут по капле в год. Это связано, на мой взгляд, с тем, что практически не ведется исследований на предмет того, что эффективно, а что – нет. Так почему же мы должны ожидать улучшений? И пока все остается на том же уровне, вероятно, уровень образования американских детей не станет выше, чем 20 лет назад.

…Но ведь статистика показывает, что США в этой сфере отстают от других развитых стран?

Да, мы двадцатые. Но давайте без паники. Невозможно во всем быть лидерами. Да, мы могли бы гораздо-гораздо выше поднять уровень образования. Но, чтобы опередить в этом, допустим, Сингапур, нужны огромные усилия…  

Хорошо, а попробуйте спрогнозировать, или даже пофантазировать, о чем мы будем писать на своих страницах через 20 лет?

Это проще простого. Вы, как и сегодня, будете рассказывать об угрозе человечеству со стороны роботов – это очень благодатная почва для постоянного переливания из пустого в порожнее.

О каких именно роботах речь? Ведь через 20 лет будут иные роботы, чем сейчас…

Я думаю, вы будете видеть угрозу в роботах, что пишут статьи, в роботах-журналистах. Они составят серьезную конкуренцию человеку в данной сфере, и вам, конечно, этого стоит бояться. Если серьезно, уникальность человеческого интеллекта будет интересной темой еще много дольше, чем ближайшие 20 лет. Но самыми интересными через 20 лет будут для современников, конечно, достижения тотальной компьютеризации во всех сферах.

В разделе «литература» в вашем блоге почетное место занимает роман Селинджера «Над пропастью во ржи». Вы идентифицируете себя с Холденом Колфилдом (главный герой – прим.)?

Я не идентифицирую себя с Холденом, но я задумываюсь о том, куда деваются утки зимой, и я назвал свою дочь Фиби. Это великолепная книга, которая показывает, что переход из невинной юности во взрослую жизнь не так уж и весел…

© Reuters