Главный зооинженер Липецкого зоопарка Людмила Рюмина сообщила «Ридусу» о судьбе двух редких котят, изъятых у владельца на таможне в аэропорту Внуково в январе этого года и переданных на временное хранение в Липецк. Оказалось, что один из кошачьих умер.
По словам сотрудника зоопарка, её коллеги приняли котят породы саванна — гибрида сервала с домашней кошкой — достойно и после ветеринарного карантина разместили их в просторном вольере. Но вскоре у детёнышей саванны обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем.
«Двадцать четвертого февраля предполагаемый сервал — самец — скончался. При вскрытии ему был поставлен диагноз поликистоз, врождённое заболевание почки, вызвавшее интоксикацию организма. Второй котёнок 14 марта неожиданно стал хромать на правую переднюю лапу. Рентген показал, что его кости очень хрупкие, там у него перелом. Предприняли все необходимые действия, обращались в четыре клиники», — сообщила зоолог в беседе с «Ридусом».
Людмила Рюмина добавила, что 8 апреля уцелевшего детёныша саванны вернули хозяину, который изъявил желание его забрать.
Тем не менее у владельца котят остались серьёзные претензии к зоопарку. Юрист Максим Суров, представляющий его интересы, заявил «Ридусу», что с обстоятельствами смерти второго котёнка не всё так однозначно.
«Мы приехали туда 3–4 апреля, и оказалось, что один котёнок якобы умер там за два дня до всех согласований, где-то 30 марта. Но ни видео, ни фото не показали, его быстро кремировали — ни счёт не выставили, ни предупредили. С нами это никто не обсудил, тайком это сделали», — сказал Суров в беседе с «Ридусом».
Юрист утверждал, что зоолог Липецкого зоопарка «сразу намекнула: „Мы никуда их не собираемся отдавать обратно“». Подозрительной ему показалась и история попадания котят саванны в зоопарк, куда они были быстро переданы из питомника «Земля прайда».
«Не знаю, почему Росприроднадзор направил их через сутки в Липецкий зоопарк, потому что „Земля прайда“ себя позиционирует как питомник огромный, там пять гектаров, там тигры, леопарды, там знают, как ухаживать за ними. И через сутки их перенаправляют оттуда».
Суров подозревает, что вся история с изъятием котят у его клиента была подстроена неизвестными пока злоумышленниками, чтобы заполучить кошек редкой дорогостоящей породы и выгодно их продать.
«Десятого января у нас произошло изъятие, одиннадцатого января котят уже передали в Липецкий зоопарк. Они, получается, уже знали заранее, что котята будут и есть. <...> Думаю, заказ на них пошёл. Саванна — достаточно ценная порода, цена может доходить до двух миллионов рублей», — предположил Максим Суров.
По мнению Сурова, «умершего» котёнка могли на самом деле тайно продать или «подарить» уже оплатившему зверька заказчику и для этого специально «тянули время». Он добавил, что второй котёнок-саванна тоже в тяжёлом состоянии.
«Один котёнок — кошечка — у неё уже пролежни, она начала гнить, и её хотят усыплять».
Максим Суров готовит жалобу в прокуратуру на действия таможенников и последующих «временных» содержателей животных.
В январе этого года таможенники в аэропорту Внуково задержали пассажира, пытавшегося незаконно вывезти в Стамбул двух котят, которых сочли дикими африканскими кошками — сервалами. Хотя пассажир доказывал, предоставил ветеринарные паспорта и сертификаты о прививках, но родословная на котиков у него отсутствовала.
По версии владельца, один из котят был саванной, а другой — чистокровным сервалом и поэтому подпадал под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Зверьков отправили в питомник «Земля прайда» на передержку, а оттуда, как говорилось выше, в зоопарк Липецка.
В конце января экспертиза Росприроднадзора показала, что животные всё-таки являются саваннами и в них очень мало крови диких сервалов.