1 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения «железного канцлера», объединителя Германии Отто фон Бисмарка. Его называли рейхсмайер, что значит создатель империи или создатель нации. Бисмарк всегда оставался патриотом своей страны, к остальным же относился с точки зрения их полезности делу объединения Германии.
«У нас нет политических интересов на востоке… кредит, который мы можем там иметь, должен быть предоставлен как залог в распоряжение той державы, чье доброе расположение нам дорого и нужно. Не чувства, но политический расчет говорит нам, что такой державой является Россия, которая одна могла бы быть нам существенно полезна и дружба которой для нас необходима», — считал Бисмарк.
«Отто фон Бисмарк был величайшим немецким политиком за всю германскую историю, — уверен историк Борис Юлин. — Он превратил довольно заурядное Прусское королевство в величайшую державу Европы и добился таких успехов, как если бы сейчас у нас сумели объединить обратно весь Советский Союз плюс еще и Польшу… Бисмарк считал, что невозможно построить систему безопасности в Европе без России и предупреждал, что война с Россией недопустима, и что это будет страшная беда для Германии».
С 1859 по 1862 Бисмарк был послом Пруссии в России. За это время он неплохо освоил русский и полюбил русское слово «ничего». Позднее он любил произносить его в Германии, повергая окружающих в изумление, как бы утверждая — прорвемся! Таким образом Бисмарк как бы приобрел частицу русского характера, одним из главных свойств которого является умение терпеть и надеяться на лучшее.
«Он понял и почувствовал Россию, — считает историк Владимир Лавров. — Он не был нашим другом, но он был выдающимся государственным деятелем, который почувствовал, что такое Россия и понял, что с Россией нельзя воевать. И эти слова очень актуальны сегодня».