В Следственный комитет России отправлено заявление о возможном мошенничестве со стороны учредителей Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального и Леонида Волкова. Следователей просят проверить факты из опубликованных ранее журналистских расследований, посвященных финансовым операциям ФБК с биткоин-кошельками, созданными для сбора пожертвований.
В СКР обратился главред «Агентства федеральных расследований» Сергей Соколов: по его данным, Навальный и Волков присвоили более 40 миллионов рублей.
В заявлении журналист также отмечает, что руководство ФБК в ходе избирательной кампании 2018 года скрывало от сотрудников и жертвователей криптовалюты, на что именно тратились средства — несмотря на то, что Волков гарантировал предоставлять публичную отчетность о поступлении и расходовании средств.
Своих обещаний отчитаться перед общественностью они не выполнили. В финансовом отчете ФБК за 2018 год, опубликованном Алексеем Навальным, средства, поступившие на официальный биткоин-кошелек, не обозначены, а между тем в этот период на криптовалютный счет пришло более 106 миллионов рублей спонсорских средств, — цитирует Соколова RT.На деле оказалось, что в отчете Волкова отсутствуют данные о том, какие средства поступили на биткоин-кошельки, а какие — на банковские счета.
При этом 94% переводов в биткоинах в поддержку избирательной кампании Навального — это транши от западных фондов и только 6% — пожертвования простых граждан, подчеркивает Соколов, изучив все 1714 приходных транзакций на счете Волкова с 13 декабря 2016 года по 31 марта 2018 года. А учитывая теневой характер финансовых операций с криптовалютой, не исключено, что иностранные организации финансировали команду Навального, обходя таким образом закон об НКО.
В материале RT, посвященном финансовым схемам команды Навального, упоминаются и другие детали криптокампании оппозиционеров. Им были посвящены и материалы «Ридуса». В частности, журналисты вспомнили о том, что крупнейшие суммы в биткоинах переводились на счета Навального аккурат накануне выхода компрометирующих видеоматериалов на его канале.
Львиная доля расследования посвящена способам легализации биткоинов для финансирования предвыборной кампании Навального через ныне ликвидированный фонд поддержки СМИ «Пятое время года».
Фонд принимал криптовалюту, но не напрямую, а с помощью посредников. На криптовалютных биржах биткоины обменивались на рубли (или иную «твердую валюту»), рубли обналичивались, а затем сами сотрудники Фонда борьбы с коррупцией или доверенные лица вносили суммы на счета «Пятого времени года» в Сбербанке и Альфа-банке. Так, сам Леонид Волков внес на счета «Пятого времени года» 32,8 млн рублей. Сотрудница ФБК Анна Чехович за полгода внесла на счет в Альфа-банке 17,3 млн рублей, а на тот момент пресс-секретарь кампании Навального Руслан Шаведдинов «пожертвовал» 15,5 млн, — говорится в материале RT.Об особенностях обналичивания средств рассказал бывший сотрудник ФБК и замглавы московского штаба Виталий Серуканов:
Через «Пятое время года» легализовывались средства, обналиченные с биткоин-кошельков, а также крупные суммы наличных, которые жертвовали штабу Навального. <…> Я лично за время своей работы в структурах Навального видел деньги, которые были перемотаны скотчем, которые хранились в условных «коробках из-под обуви». Это, знаете, старая добрая российская действительность, с которой так усердно борется Навальный, но который с нее же и кормится. То есть когда вам приносят деньги, перемотанные скотчем, но вы физически не можете понять, откуда эти деньги взялись, потому что, условно, их принес Роман Рубанов, Леонид Волков или, например, юрист ФБК Любовь Соболь… а спросишь, кто принес миллион, — тебя уволят.Несмотря на очевидные признаки мошенничества, сборы пожертвований на тот же биткоин-кошелек продолжаются и сейчас: ссылка на счет размещена на сайте «Штабы Навального», все донаты якобы отправляются на финансирование региональных штабов.
Однако политолог Олег Матвейчев отмечает, что созданная Навальным и Волковым схема сбора пожертвований позволяет им «тратить абсолютно неподотчетный биткоин-капитал на личные нужды».
Мы видим, что у Алексея Навального хорошие автомобили и дорогие вещи, что он позволяет себе отдыхать за границей. При этом человек нигде не работает, никогда в жизни не выступал в качестве адвоката. То есть можно предположить, что он существует только на пожертвования, при этом уровень его жизни говорит о том, что большую часть пожертвований он оставляет на личные нужды. И, конечно, весь этот сбор денег для поддержки своих сторонников — это все абсолютно мошенническая история, — заключил эксперт.