Военное дело

Битва поколений: F-35 против МиГ-35 — кто победит?

4 23615

В последнее время в различных СМИ довольно часто можно встретить противопоставление истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, выпускаемых компанией Lockheed Martin (США), и российского МиГ-35, разработанного РСК «МиГ» и преподнесенного публике на прошлом МАКСе в качестве самолета поколения 4++.

Насколько справедливо такое сравнение — вопрос отдельный, учитывая, что F-35 создавался «с нуля» и «в цифре», как машина 5-го поколения, тогда как МиГ-35 является логическим продолжением хорошо известной, но довольно старой машины 4-го поколения — МиГ-29. Однако, как показывает практика, исход боя далеко не всегда определяется поколением самолета.

«Ридус» решил внимательно рассмотреть обе машины, чтобы понять, на что им стоит рассчитывать в случае потенциального боевого столкновения (которого, как мы надеемся, никогда не случится).

«Локхид-Мартин» F-35 «Молния II»

© Imago/TASS

Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» F-35 «Молния II») — семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трех вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США.

Свой первый полет он совершил почти 18 лет назад — 24 октября 2000 года. Однако по разным причинам его эксплуатация началась с 2012-го (для учебных целей), а в ВВС США он с 2 августа 2016 года. Самолет находится в серийном производстве с 2006 года. Произведено более 290 машин (май 2018 года). Его эксплуатантами являются такие страны, как США, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония, Нидерланды, Италия.

Программа разработки F-35 обошлась американским налогоплательщикам в 55,1 млрд долларов. Стоимость единицы, планируемая на начало полномасштабного крупносерийного производства в 2019 году: F-35A — 83,4 млн долларов, F-35B — 108,1 млн долларов, F-35C — 93,3 млн долларов.

Интересно отметить, что еще в 1995 году компания Lockheed Martin объявила о получении военных секретов от ОКБ имени Яковлева. Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлета и посадки Як-141, использовались для разработки F-35.

Да и демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминала Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлета и посадки были установлены два дополнительных подъемных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Lockheed Martin обходится одним основным двигателем.

МиГ-35 «Fulcrum-F»

© wikipedia.org/

МиГ-35 (по кодификации НАТО: «Fulcrum-F» — «точка опоры») — легкий многофункциональный авиационный комплекс поколения 4++, предназначенный для уничтожения воздушных, наземных (надводных) целей как с использованием высокоточного управляемого оружия, так и неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Летные испытания начались в январе 2017 года. Предполагается поступление 30 самолетов в ВКС России до 2020 года.

Разработчик — КБ РСК «МиГ», производитель — авиазавод «Сокол». Первый полет состоялся в 2016 году. Начало эксплуатации запланировано в 2018 году. В войска МиГ-35 поступит в 2018 году (может быть). Эксплуатанты: Россия и другие возможные покупатели. Произведено — 2 (прототипа). Базовая модель — МиГ-29К.

Кто победит?

Чисто в теории, если F-35 и МиГ-35 сойдутся в бою на дальнем расстоянии, то с большой вероятностью победа останется за F-35. Это объясняется более высокой дальностью обнаружения целей американцем, а также его возможностью поражать цели далеко за пределами прямой видимости.

Так, в частности, на нем стоит AN/AAQ-37 — электронно-оптическая система (ЭОС) с распределенной апертурой (DAS), состоящая из шести ИК-датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме, обнаруживать иные наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полете днем/ночью.

Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты, включая МиГ-35. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35.

Оружие у американского оппонента F-35 также более современное и продвинутое. Это ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM.

Впрочем, представление о том, что F-35 способен уничтожить МиГ-35 раньше, чем тот его увидит на экране локатора, также базируется исключительно на теоретических умозаключениях. В условиях реального боя обнаружение противниками друг друга может зависеть от самых различных причин.

Если же американцу не удастся засечь и уничтожить российский самолет до своего собственного им обнаружения, то шансы самолетов практически уравниваются. Основа вооружения МиГ-35 при решении задач «воздух — воздух» — это управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего боя и их модернизированные варианты.

Российский истребитель перестает уступать в части вооружения американцу, в случае установки на него модернизированной «Гадюки» — ракеты Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder). При средней дальности ее полета в 110 км вероятность поражения цели составляет 0,6—0,7.

На МиГ-35 также могут быть установлены и такие ракеты класса «воздух — воздух», как РВВ-МД и РВВ-СД (малой и средней дальности соответственно), практически ни в чем не уступающие американским, а по некоторым характеристикам даже их превосходящие. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X.

Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой головкой самонаведения. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы.

© FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Что же касается ближнего боя, то здесь победит тот, кто быстрее увидит самолет противника. Пилотаж не поможет. Если конструкция МиГ-35 выдерживает примерно 10g, то F-35 рассчитан на 9g. Разница небольшая, но иногда летчики предпочитают уйти в сторону, чем биться в ближнем бою.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Количество стволов уменьшено с пяти до четырех, что позволило примерно на 20 кг уменьшить массу, объем на 20%, а также повысить точность попадания.

Боекомплект пушки — 180 снарядов. Максимальная дальность стрельбы — 12 000 футов (3660 м).

На МиГ-35 тоже есть пушка, и калибром она побольше. Это стандартная для всех самолетов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм. Боекомплект составляет 150 снарядов.

Единственная проблема этой пушки — невысокая дальность стрельбы, не превышающая 800 м, что почти в 5 раз меньше, чем у F-35A.

Безусловно, в части пушечного вооружения российский самолет проигрывает американцу. Впрочем, это мало волнует военных, так как возможность того, что современные истребители когда-нибудь сблизятся в воздушном бою до расстояния полета пушечного снаряда (к F-35 это тоже относится), близка к нулю.

Таким образом, что же мы имеем в «сухом остатке»?

А имеем мы то, что F-35 действительно превосходит МиГ-35 во всем, что касается боя на дальней дистанции. Однако сама возможность нанесения дальнего удара зависит от целого ряда причин, включая погодные условия и выучку экипажей. Если американцу не удалось обнаружить и уничтожить МиГ с дальнего расстояния, ему придется биться на средней дистанции, где шансы самолетов стремительно выравниваются.

В любом случае все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.