Бум искусственного интеллекта, острая потребность в расширении дата-центров и переход на новые источники энергии в транспортной сфере — всё это стимулирует спрос на электроэнергию. Существующая энергетическая инфраструктура с трудом справляется с задачей.
Из-за беспрецедентного роста запросов предприятиям в Европе приходится ждать подключения к стареющим и перегруженным электросетям региона от пяти до восьми лет. По данным МЭА, по меньшей мере 1500 гигаватт глобальных проектов в области экологически чистой энергетики остановлено или отложено из-за отсутствия сетевых подключений. По всему миру странам необходимо около 700 миллиардов долларов инвестиций в энергосистему для достижения экологических целей.
Центры обработки данных — главный организатор растущей конкуренции за подключение к сети. Об этом рассказал CNBC партнёр McKinsey Диего Эрнандес Диас.
«Некоторые операторы систем передачи данных в Европе сталкиваются с тем, что два, три и более пользователя пытаются одновременно подключиться к одному узлу. В отдельных точках входа возникает настоящая очередь», — отметил Диас.
По прогнозам Диаса, сектор дата-центров будет расти на 20% ежегодно в течение следующих шести лет. Ожидается, что спрос на оборудование, необходимое для обучения больших языковых моделей (LLM), продолжит увеличиваться в геометрической прогрессии, поскольку технологические гиганты борются за лидерство в области ИИ.
Компания Schneider Electric в январском отчёте предупредила, что на Европу надвигается энергетический кризис.
«Это своего рода гонка. Все эти компании пытаются задействовать как можно больше мощностей, но сталкиваются с ограничениями. Мы переходим от одной-двух заявок на подключение к электросети в год до тысячи в некоторых странах», — пояснил сторонник ИИ и центров обработки данных в Schneider Electric Стивен Карлини.
По словам Диаса из McKinsey, для решения проблемы важен не только объём необходимых инвестиций, но и скорость развёртывания сетей. Эксперт указал на растущую сложность работы операторов высоковольтных сетей и привёл в пример Германию, которой необходимо перейти от строительства 400 километров линий электропередачи в год к строительству 2000 километров. Специалист считает, что в 2025 году конкуренция за подключение к электросети сохранится или усилится.
Вице-президент по инновациям производителя подводных кабелей Nexans Жером Фурнье сказал, что у его фирмы огромное количество невыполненных заказов на сумму от семи до десяти миллиардов евро. Кабели Nexans используются для передачи электроэнергии, вырабатываемой ветряными и солнечными электростанциями, а также для энергоснабжения домов и предприятий.
«Все задаются вопросом, есть ли у нас ещё место для реализации других проектов», — рассказал Фурнье.
Новая энергетическая экосистема
По словам Карлини из Schneider Electric, ограничения в потреблении электроэнергии вынуждают операторов дата-центров создавать собственную «экосистему резервного питания». Ожидается, что в будущем они станут центром такой сетевой экосистемы, особенно если смогут самостоятельно генерировать электроэнергию с помощью небольших модульных реакторов — мини-ядерных реакторов.
Хранение аккумуляторов и стратегическая зарядка приобретают всё большее значение. Такие системы позволяют временно накапливать энергию из электросети для обеспечения дополнительного резерва.
Генеральный директор поставщика энергетических решений AVK Бен Притчард сказал, что некоторые европейские страны сталкиваются с невиданными ранее запросами на подключение к сетям мощностью 100 мегаватт. Он выступает за энергетические решения, связанные с переходным периодом, такие как использование микросетей, которые представляют собой отдельную изолированную энергосистему.
В Норвегии тестируются гибкие соглашения о подключении, согласно которым клиенты ограничивают подключение к сети на определённых условиях. Об этом рассказала старший аналитик по энергетике и климату аналитического центра Ember Беатрис Петрович. Такое решение позволяет им регулировать потребление энергии в зависимости от состояния сети в определённое время.
Петрович призвала к внедрению правил относительно так называемых опережающих инвестиций в электросети. Это позволит их операторам планировать на перспективу, принимая во внимание тенденции рынка ключевых технологий, таких как рост использования возобновляемых источников энергии и аккумуляторных батарей.
По словам Притчарда из AVK, страны, которые продвигаются вперёд в совершенствовании законодательства, позволяющего компаниям использовать полностью декарбонизированную энергосистему, станут «победителями гонки», создавая более «дружественную экосистему» вокруг центров обработки данных.
В конечном счёте узкое место в сети заставляет людей менять привычный образ мыслей в поисках новых решений.
«Думаю, рынок значительно изменится», — предсказал Притчард.
Скромный рост в ЕС
Несмотря на растущую потребность в электроэнергии для некоторых новых и развивающихся отраслей промышленности, Европа по-прежнему отстаёт от остального мира в том, что касается роста спроса на электроэнергию. Высокие цены на электроэнергию и эксплуатационные расходы сдерживают общий спрос в регионе, что приводит к большей фрагментации рынка.
МЭА в этом месяце приветствовало наступление «новой эры электричества», повысив прогнозы по мировому спросу. Теперь агентство ожидает его роста на 3,9% в 2025–2027 годах, то есть самыми быстрыми темпами за последние годы.
Однако прогнозы для Европы более скромны. Согласно январскому отчёту энергетического аналитического центра Ember, после двух лет резкого снижения спроса на электроэнергию в регионе в 2024 году рост составил всего 1%. Но даже это знаменует собой поворотный момент в спросе на электроэнергию, считает Петрович: «Это первый небольшой всплеск после многих лет спада, и он был повсеместным».
Как объяснил Диас из McKinsey, после энергетического кризиса 2022 года цены на электроэнергию составили от 60 до 80 евро за мегаватт-час. Однако это всё ещё на 50–100% дороже, чем тарифы двух предыдущих десятилетий.
В результате расходы потребителей резко возросли, что привело к признакам снижения спроса на тепловые насосы и электромобили, сказал эксперт. Затем специалист добавил, что для производителей в Европе требования к энергоресурсам «выше, чем в любой другой стране мира: это не только потенциально дороже, но и потенциально сложнее». По его словам, беспрецедентный рост числа дата-центров «немного улучшает общую кривую, но всё остальное препятствует».