Я ожидал увидеть что-то про ту эпоху, когда России пришлось воевать, по сути, со всем миром за свою правду. Ну, и увидел, только в весьма интересном контексте — исключительно глазами врагов России.
Первый этаж экспозиции — британская графика, изображающая разнообразных английских офицеров, янычар и прочих зуавов, вольготно расхаживающих по полуострову, второй этаж — карикатуры из британских газет, естественно на Россию: разбегающиеся при виде солдат ее величества медведи (кстати, манера изображать Россию медведем пошла именно с тех времен, из британских газет того периода), турок, колющий убегающего русского штыком в зад, свирепый британский лев, рвущийся расправиться с косолапым.
Что интересно, места русскому взгляду на крымскую войну на этой выставке просто не нашлось, не единой фотографии, литографии, картиночки. Хотя в экспозиции российского музея он — этот русский, наш взгляд, по сути, должен быть доминирующим. Занятно, что открывается экспозиция с карты Крымского ханства, «аннексированного» Екатериной ll.
И, кстати, ни слова не сказано о существовавшем и на территории полуострова, задолго до прихода тюркоязычных крымчаков, русском Тмутараканском княжестве. Вы спросите, а причем тут это княжество? А при чем здесь «аннексия» Екатерины, произошедшая практически за сто лет до крымской войны, возрожу я? Ах, да, этим определением по отношению к русскому Крыму так любят щеголять на Западе, прозападные либералы и внутрироссийские сепаратисты всех мастей.
Вот так яд предательства проникает в наше общество исподволь, так, что мы, порой, даже не замечаем этого. Не замечаем, поскольку постепенно начинаем смотреть на свою землю, свою историю, самих себя чужими, насмешливыми, недружелюбными глазами. Вы думаете такой уничижительный термин, как «ватник» появился случайно? А молодежная «мода» сушить ботинки в вечном огне? Я б не забеспокоился, если бы на днях не увидел сам, как некий переросток совал ноги в вечный огонь у парка Горького в Казани. Но я, к сожалению, ехал мимо на автобусе…
Так что выставка в Свияжске может быть как следствием подобного замещения, когда готовившие её сами не поняли, что натворили, либо злонамеренной провокацией.