В 2022 году выходцы из Таджикистана стали лидерами по количеству получивших российское гражданство. По статистике МВД России, 173 тысячи таджиков стали российскими гражданами.
Если всю эту сумму поделить на календарный год, то получается, что ежедневно в прошлом году 476 таджиков становились российскими подданными. В этом году эти цифры могут вырасти.
Причин, по которым люди едут в Россию из Таджикистана, много. Одна из них — безработица. Автору этой статьи доводилось видеть, как живёт эта страна, граждане которой находятся в основном в трудовой миграции.
Сразу хочу заметить, что все впечатления, изложенные исходя из опыта посещения таджикских городов и общения с местными жителями, сугубо субъективные.
Ну что ж, приступим.
«Красивая мусорка без дна»
Столица страны, Душанбе, расположилась среди горных хребтов Тянь-Шань и Памир. Душанбинцы сегодня весьма приветливый и гостеприимный народ, в частности по отношению к русским. Особенно люди старшего поколения, которые застали ещё времена СССР и гражданскую войну. И немудрено, ведь, по некоторым данным, при непосредственном участии России в Таджикистане воцарился мир.
Если честно, сколько бы я ни разговаривала с жителями города, они очень боятся повторения тех страшных событий 30-летней давности. Красной нитью через беседу проходит мысль «лучше такая власть, чем гражданская война». Видимо, поэтому «всё всех устраивает».
При всей своей мягкости и доброжелательности таджики неохотно идут на контакт. Конечно, они могут подсказать, рассказать, но открыто обсуждать политику действующего президента — даже не надейтесь. До сих пор не могу понять почему. Скорее, это национальная черта всех восточных народов, когда издалека всё блестит, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не золото. Получается такая красивая, но полая внутри мусорка, ещё и без дна.
Серьёзно, у меня был случай в душанбинском парке. Нужно было выбросить мусор, не кидать же на землю. Нашла в парке мусорку, которая с виду была очень красивая, из резного железа. Бросила в неё бутылку из-под воды, а она выкатилась на асфальт. Не поленилась, пошла посмотреть, почему бутылка выпала, оказалось, что в мусорке нет дна. А с виду-то она очень красивая была. Поэтому не покупайтесь на внешнюю красоту, смотрите глубже.
Ещё одним показателем для меня стал обычный смартфон. Для многих жителей города это показатель достатка. В особенности если это айфон. Сколько бы я ни приглядывалась, у людей ещё остались телефоны типа Nokia 3310. Вполне возможно, что я пишу сейчас субъективные вещи, однако это данность.
Возможность покупки телефона напрямую связана с уровнем зарплат. Например, в минувшем году в Таджикистане средняя зарплата была на уровне 1600 сомони (160 долларов, или 13 тысяч рублей). При этом, по рассказам местных (представители разных профессий), доцент университета кандидат исторических наук зарабатывает 4000 сомони (32 тысячи рублей), а его сын, старший преподаватель кафедры, — 1800 сомони (14 тысяч рублей). Или другой пример: мой приятель из Таджикистана, трудясь в университете, получает около 2500 сомони (18 тысяч рублей).
Конечно, в Душанбе есть те, кто занимается бизнесом. Опять же, по рассказам местного бизнесмена, жители не берут кредит в банке, а стараются сами друг другу помочь. По принципу «сегодня ты мне, завтра я тебе». В банках невыгодно брать кредит на развитие бизнеса. Крупные банки страны предлагают годовую ставку 12–14% и выше. Также очень маленький процент населения идёт работать на госслужбу. По состоянию на 2022 год с госслужбы ушли порядка трех тысяч человек.
«Освобождены от занимаемых должностей 5501 человек. Из них 3106 человек — по собственному желанию, 271 человек — в связи с достижением пенсионного возраста, 16 человек — в связи со смертью, 37 человек — указами президента и постановлениями правительства, 1580 человек — в связи с переходом на другую работу, 107 человек — в связи с реструктуризацией, 16 человек — в связи с истечением срока договора», — привёл данные глава Агентства государственной службы Таджикистана Джума Давлат.
Скорее всего, это всё связано с тем, что там небольшая зарплата в 1400 сомони (11 тысяч рублей). Да и престиж этой работы резко стал падать. По рассказам моего знакомого, знающего ситуацию изнутри, депутаты делят машину одну на двоих.
А как же те, кто живет в кишлаках?
В основном они стараются уехать в большие города типа столицы либо сразу едут в Россию на заработки. Надо сказать, что тех, кто приезжает в Душанбе из сёл, столичные жители не очень любят. Посудите сами: работы нет, а если и есть, то низкооплачиваемая, а тут ещё и приезжие.
Рынок труда Таджикистана не в состоянии обеспечить всех жителей и может «лопнуть». Чтобы как-то выжить, в стране принято жить одной большой семьёй. Нормальное явление, когда родители живут вместе со взрослыми детьми. Например, мужчины работают, а женщины следят за хозяйством. Так проще оплачивать ту же коммуналку.
При средней зарплате в 1600 сомони (13 тысяч) таджикистанец каждый месяц платит 350–375 сомони (2500–3000 рублей) за коммунальные услуги. В среднем на пропитание остаётся 1250 сомони (десять тысяч). Естественно, что денег хватает на минимальный набор продуктов. При том что я заходила в сетевой супермаркет в центре города и смотрела цены на продукты и их наличие.
Например, в том магазине бутылка литрового масла стоила 28,5 сомони. Это примерно чуть больше 200 рублей. Томатная паста — 27,9 (225 рублей). Макароны — 10,2 (82 рубля). Это примерный порядок цен, но разброс, думаю, понятен. Что творится в сёлах с работой и покупкой продуктов, боюсь даже представить.
Поэтому в Душанбе проживает огромное количество приезжих из других регионов страны. Очень часто у них нет никакой культуры и воспитания. Наверное, поэтому и были созданы Telegram-каналы, в которых публикуют фото и видео тех, кто мусорит. Общественное порицание на Востоке никого не щадит.
Что с людьми в таджикских в городах
Несмотря на экономические трудности, таджики очень приветливый народ. Это их национальная черта, что к гостю нужно относиться как к родному брату. При этом у местных таджичек есть негласная конкуренция: быстрее выйти замуж. На чужаков вроде меня они будут смотреть оценивающе-презрительно. Оно и понятно, ведь каждый пятый таджик находится в трудовой миграции в России.
Естественно, такая конкуренция накладывает свой отпечаток, Например, таджички очень ярко красятся, ходят на каблуках или шпильках по городу. Во время вылета из Душанбе на моём рейсе было несколько накрашенных девушек в ярких платьях.
А вообще, за всё время нахождения в Душанбе я не почувствовала неприязненного отношения к себе.
Разница культур
Был у меня и опыт столкновения двух цивилизаций. Так называемая дихотомия между Западом и Востоком. Ситуация произошла в отеле: за завтраком управляющий очень громко говорил по телефону с кем-то. Для местных это нормально. Для россиян немного непривычно. В общем, управляющий после беседы по телефону обратился к русской девушке-постоялице и спросил: «Не слишком ли громко я говорил?» — на что ему последовал ответ: «Вы знаете, это было очень громко». При этом любой таджик скажет примерно так: «Нет, нет, что вы, негромко. Ну, только если совсем чуть-чуть». То есть не будет открыто говорить, что его что-то не устраивает, а постарается скрыть то, чем он недоволен. И эта едва уловимая разница видна во всём.
Пока путешествовала, увидела тех самых, наверное, «релокантов-нетвойняшек». С одним из них у меня состоялся весьма забавный, хоть и не очень приятный разговор.
Чуть выше памятника Исмоилу Сомони в Душанбе находится Дворец наций, здание необычайной красоты. Пока я стояла и фотографировала его, ко мне испуганно подкрался один из таких релокантов и спросил: «А вы уверены, что здесь можно фотографировать?» С моей стороны последовал утвердительный ответ. Мой визави парировал: «Ну, а вдруг пэпээсники придут и будут проблемы?» На это я отвечаю, что можно фотографировать и всё будет нормально. И «нетвойняшка» далее произносит сакраментальную фразу: «Ну, пока вы здесь, я тоже пофоткаю». В этот момент у меня произошёл, что называется, сбой системы. В голове моментально стали проноситься мысли: «А если бы меня не было, он бы не фотографировал? А будь я крупным мужиком, а не 50-килограммовой девушкой, и к нам подошла таджикская милиция, ты бы свалил всю вину на меня?»
Ну а некоторое время спустя удалось выяснить, что парень-релокант еще ко всему и страны перепутал. Таджикистан с Туркменистаном. Пользователи интернета повсеместно пишут, что в Туркменистане действительно на законодательном уровне нельзя фотографировать правительственные здания…
В общем, отдельно бы хотелось сказать пару слов таким вот беглецам из «империи зла». Понимаю, вы уехали на скорую руку, страшно стало. Но, дорогие мои, прежде чем покупать билет в восточную страну, вы хоть откройте интернет и прочитайте что-то об этой стране. Хотя бы минимально. Иначе вы так и будете думать, что в восточных странах живут дикари. И научитесь наконец отличать «самую закрытую страну» от той, где прошла гражданская война.
Дорогой читатель, это малая часть того, что я увидела, услышала, почувствовала на себе. Возможно, моя статья далека от объективности, но я постаралась рассказать то, с чем пришлось самой столкнуться, а значит, пропустить информацию через себя. Искренне надеюсь, что это не последняя моя поездка в Таджикистан и у меня появится ещё возможность рассказать про Восток.