Общество Фоторепортаж

Блеск и слава Древнего Рима возродились в Коломенском

0 1429

В минувшие выходные в московском музее-заповеднике Коломенское возродили Древний Рим. Организаторы фестиваля «Времена и Эпохи» собрали лучших реконструкторов со всего мира, чтобы показать зрителям не только Вечный город, но и самые отдаленные провинции империи, а также ее воинственных соседей.

1 © Антон Тушин/Ridus.ru

Промыслы и ремесла, музыка и кухня, настольные игры и состязания, жертвоприношения и суды, политические дебаты и богослужения, но главное битвы! Все эти и многие другие аспекты жизни народов, населявших бескрайние просторы Древнего Рима более двух тысяч лет назад, нашли отражение на фестивале.

2 © Антон Тушин/Ridus.ru

Его центральной площадкой стал Римский военный лагерь. Муштра, наказания провинившихся, возведение укреплений, починка обмундирования, полевая кухня — все в точности воспроизведено скрупулезными реконструкторами. В стальные легионы плечом к плечу встали люди из Италии и Франции, Греции и Румынии, России и Белоруссии. Координировать действия столь разношерстной компании, естественно, помогала латынь, на которой офицеры отдавали приказы.

3 © Антон Тушин/Ridus.ru

А действовать надо было решительно, поскольку лагерь подвергся нападению кельтов. Это была реконструкция легендарного восстания Боудикки - жены кельтского царя Прасутага. Ведомые стремлением к свободе племена разбили небольшой отряд римлян. Окрыленные победой, они уверовали в то, что им благоволят боги, и предприняли штурм лагеря. Пока часть легионеров ожесточенно отбивалась от незваных гостей, другой отряд зашел кельтам в тыл. Тактика и дисциплина победили безумство храбрых.

4 © Антон Тушин/Ridus.ru 5 © Антон Тушин/Ridus.ru

Рядом с военным лагерем раскинулся Форум — центр культурной и политической жизни Вечного города. Здесь у подножия храмов Марса и Весты жизнь кипит. В местных лавках не ограничиваются продажей мяса, фруктов, ювелирных украшений, трав, ремесленных изделий, но и не гнушаются торговать людьми. Невольничий рынок привлекает больше всего народу! Тут же и школа гладиаторов для наиболее крепких рабов.

6 © Антон Тушин/Ridus.ru

Весталки жгут фимиам, прославляя богиню домашнего очага. На службу богине поступали только девочки из самых знатных семей, без каких-либо физических недостатков и проводили в храме 30 лет своей жизни.

Весталки были очень уважаемыми и влиятельными женщинами. Но и они не были всесильными. За нарушение обета целомудрия им полагалась смертная казнь. Это считалось большим горем для всего Рима. В такие дни наступал траур. Для провинившейся весталки вырывали погреб, давали ей масло и молоко, после чего закапывали там живьем. Считалось, что не люди, но боги отнимают у нее жизнь, рассказывает юная служительница храма Весты. 7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 Жрица храма Весты, весталка. За нарушение обета целомудрия ее могут закопать живьем © Антон Тушин/Ridus.ru

В Палестине все сурово. Плетутся заговоры против метрополии и оживают библейские образы. Вот старейшины ищут двух блудниц, чтобы поставить сценку знаменитого суда Соломона о ребенке. За процессом наблюдает статный воин в доспехах и с гладиусом в руке.

Это боевое оружие, а не бутафорское. Доспех тоже самый настоящий — весит порядка 30 килограммов. Сегодня примерно столько же носят на себе израильские военные во время боевых операций, так что мне не привыкать, — рассказывает израильский гость из клуба «Рыцари Иерусалима» Денис Златопольский.

Размахом мероприятия он поражен. Говорит, что масштаб поистине московский — не израильский. С ним солидарны греки, участвующие в реконструкции Боспорского царства. Его столица находилась в современной Керчи, здесь эллины повстречались со скифами, роль которых на себя взяли российские энтузиасты. Из Греции в Москву привезли не только ремесленные мастерские, но и настоящие колонны для пущего антуража.

В деревне кельтов (в данном случае галлов) для тех же целей вместо колонн использовали пики с насаженными на них головами римлян. Врагов приносили в жертву богам и гадали по их корчащимся в агонии телам, решая, к примеру, выступать на войну или нет. И как-то это легко уживалось с философией друидов о балансе.

Основа мировоззрения — получить и дать. Мы очень трепетно относимся ко всему, что взяли — нужно обязательно дать что-то в замен. Даже если это может показаться не важным. Если мы не оставили в замен ничего, боги нам воздадут, а эквивалент им не важен. За сорванную без воздаяния веточку могут, например, страшную болезнь наслать, — объясняет девушка-друид Севера из Рязани. 9 Реконструктор из клуба «Рыцари Иерусалима» Денис Златопольский. © Антон Тушин/Ridus.ru

В соседнем германском бурге воины готовятся к вылазке. Раскрашенный углем и кровью представитель племени хаттов «презренных римлян» не боится и в предвкушении боя нежно поглаживает огромную дубину. Быть или не быть войне решают жрецы в священной роще. В ожидании воли богов одни метают дротики и топоры, а другие режутся в кости.

10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru

Каждая локация таит столько всего интересного, что разузнать обо всем за два дня фестиваля было просто невозможно, не говоря о том, чтобы всю эту информацию вместить в одну небольшую статью. Поэтому ограничимся подробным рассказом о главном событии праздника — Триумфе.

Считается, что первым триумфатором стал легендарный Ромул, когда основанный им город был еще скромной деревушкой. Каждый триумф (а было их за всю историю около 350) становился настоящим событием в жизни целого поколения. Случалось так, что на своем веку римлянин мог не разу его и не увидеть, а только завороженно слушать рассказы стариков.

Открывалось событие появлением весталок на арене. Затем на площадку выводили гусей — птиц, которые по легенде спасли Рим, подняв гогот и предупредив тем самым спящий город о нашествии врага. В Коломенском одной из птиц так понравилось работать на публику, что вместо того, чтобы вернуться с остальными в загон, она улетела в толпу зрителей.

12 © Антон Тушин/Ridus.ru

Появление увенчанного славой полководца возвещают ликторы с фасциями в руках. «Io Triumphe!», — кричит появившийся на черном жеребце генерал с лавровым венком в руках. Танцовщицы разбрасывают лепестки белых и красных роз. Эти цветы — один из символов Рима.

13 © Антон Тушин/Ridus.ru

Наконец, в колеснице, запряженной четверкой белых скакунов, появляется триумфатор. Ave! — приветствует его толпа. Он здесь не только для того, чтобы погреться в лучах славы, но и показать всем и каждому плоды своей победы.

14 © Антон Тушин/Ridus.ru

На арену вывозят груженую золотом телегу и прочие трофеи: скотину, вина, масла, пойманного в клетку леопарда, оружие побежденных и, конечно, самих поверженных врагов. Варварского военачальника провозят в телеге, прикованным к позорному столбу. Следом ведут в кандалах его домочадцев и подданных. Горе побежденным!

15 © Антон Тушин/Ridus.ru

Командир без войска ничто. Поэтому только в этот день армии позволено войти в город — в остальное время вооруженным солдатам не место в столице. Грохочут латы, горные сандалии топчут песок арены — колонна двигается к триумфальной арке.

16 © Антон Тушин/Ridus.ru

Это сейчас в нашем понимании триумфальная арка — монументальное сооружение. А на заре Рима ей служили три связанных копья. Проходя под ними солдаты и офицеры сбрасывают щиты и мечи на песок. Это не только символ окончания войны, но и своеобразное очищение перед лицом богов от ее ужасов. Вы послужили Риму и богам — крови на вас больше нет.

17 © Антон Тушин/Ridus.ru

Кульминацией Триумфа было приношение в жертву белых быков на ступенях храма Юпитера Капитолийского. В современных реалиях пришлось ограничится зажжением фимиама.

18 Зажжение фимиама. © Антон Тушин/Ridus.ru

А потом снова танцы! На арене появляются корзины с хлебами, которые раздают зрителям. Дело за зрелищами!

19 © Антон Тушин/Ridus.ru

Специально для завершения Триумфа в Москву в полном римском обмундировании прибыли конники из Нидерландов. Это реконструкция высочайшего уровня, поскольку римляне не знали стремени.

20 © Антон Тушин/Ridus.ru

Вызов приняли двое российских реконструкторов. Похвастать шикарными доспехами они не могли, зато умением и ловкостью гостей превзошли. Началось состязание с тактической игры — всадники перебрасываются учебными дротиками — небольшими копьями. Без стремени было невозможно справиться с большим копьем и удержаться в седле.

21 © Антон Тушин/Ridus.ru

После разминки участники состязания берут каждый по три уже настоящих боевых дротика. Задача на скаку поразить три деревянных мишени, выхватить спату (меч) и снести установленный на шесте кочан капусты. Задача, прямо скажем, не из легких.

22 © Антон Тушин/Ridus.ru

Дротики были основным вооружением легкой римской конницы — спаты были коротковаты для полноценного ведения боя, оставаясь оружием последнего шанса.

Голландские наездники слаженная команда, поэтому смогли продемонстрировать умение налетать всей четверкой на врага. Российские реконструкторы оказались лучше в индивидуальных состязаниях. Но войны Рим выигрывал во многом благодаря дисциплине и четко отработанным действиям, что наглядно нам показали легионеры, разгромив восставших кельтов.

23 © Антон Тушин/Ridus.ru

Фестиваль «Времена и эпохи. Рим» превзошел самые смелые ожидания. Жаль, что больше ничего подобного мы не увидим. В следующем году у фестиваля будет новая тема и новые герои. Те же, кому посчастливилось увидеть Триумф, наверняка еще долго будут рассказывать друзьям и детям об этом событии. Хорошо, что в XXI веке у нас есть аппаратура для фото- и видеосъемки, чтобы сохранить эти моменты для потомков.

24 © Антон Тушин/Ridus.ru 25 © Антон Тушин/Ridus.ru 26 © Антон Тушин/Ridus.ru 27 © Антон Тушин/Ridus.ru 28 © Антон Тушин/Ridus.ru 29 © Антон Тушин/Ridus.ru