Общество

Блогер проверил транспортную доступность кладбищ на Пасху

5 620

Блогер Сергей ottenki-serogo Мухамедов на Пасху решил изучить российскую традицию посещения кладбищ. Особенно его интересовал вопрос о том, как работники общественного транспорта справляются с наплывом посетителей, и какими неудобствами это массовая традиция может обернуться для города. Вот, что он пишет.

Существует несколько версий возникновения пасхальной традиции посещения кладбищ. По одной их них, во всем виноваты дороги. В дореволюционной России, когда абсолютное большинство наших предков жили в деревнях, на Пасху ездили в ближние села, где, в отличие от деревень, непременно был храм. И чтобы лишний раз не таскаться по бездорожью, крестьяне заходили на его кладбище - убраться на могилках и съесть принесенный с собой кулич. Дороги с тех пор не стали сильно лучше, зато храмы теперь есть в каждом московском районе. Но до кладбищ и сейчас приходится добираться несколько десятков километров. Прошлым утром корреспондент НедоСМИ отправился по народному пасхальному маршруту.

На столицу "работает" 41 кладбище (точнее Москва на них работает), 16 из них "наиболее крупные". Именно к ним ГУП "Мосгортранс" и организует перевозки в православные праздники.

Для этого зачем-то закрывают все торговые точки вокруг метро и в переходах.

Переносят остановки автобусов и маршруток - им приходится тяжелее всего - водители вынуждены приходить на старые места и зазывать пассажиров перейти на другую сторону проспекта в самый дальний его конец, чтобы уехать.

Перекрывают десятки улиц и шоссе, выставляют загородки вдоль дорог там, где теперь не ходит транспорт. OFF: Вы только посмотрите на фото - насколько Москва мерзкий город: сопли проводов, реклама, палатки, а, ведь, это приличный "Юго-Запад".

Сгоняют милицию и дружинников, как будто это футбольный матч.

Некоторым из них приходится оказывать помощь. Стоит отметить, что "скорые" дежурят у каждой такой станции метро и на всех входах на кладбища.

И тысячи автобусов.

Как оказалось, у ключевых станций метро в зеленых жилетках дежурят не только простые сотрудники, но и руководители "Мосгортранса" - это мероприятие "крайней важности" и провести его необходимо достойно.

Бесплатные автобусы ходят с 6.30 утра до 18 часов, а дальше "по ситуации". Все пассажиры подсчитываются: на 10 утра в сторону Хованского кладбища от метро "Юго-Западная" было перевезено 3 тысячи человек. А в прошлом году на Пасху к этому времени - 7 тысяч.

Все подъезды к кладбищам тоже перекрываются.

Тем не менее, некоторым машинам чудесным образом удается проскочить многочисленные кордоны.

Пасха не единственный день, когда организуются бесплатные маршруты - делается это на Вербное Воскресенье, Радоницу и какие-то другие даты.

За утро сотрудники "Мосгортранса" подходили ко мне четыре раза. Выясняли кто я и откуда, запрещали фотографировать без разрешения руководства: "Для вас пресс-тур был на Вербное, а сейчас транспортные перевозки снимать нельзя!".

В посещении кладбища на Пасху никакого греха нет. Мы можем ходить туда и на Пасху, и на Рождество, и на день космонавтики, и никто нам этого запретить не может. Никаких церковных ограничений на этот счет не существует, только рекомендации. Это просто наш народный, существующий сотню лет обычай.

Только стоит ли московским властям его поддерживать столь масштабно? Ведь, организуя такие массовые перевозки, они тем самым подогревают традицию, которая сама по себе, быть может, уже давно бы потухла.