Экономика

Bloomberg: вслед за газовым на мир наступает угольный кризис

0 5340

Пристрастие мира к углю, который многие еще недавно считали исчезающим видом топлива, сейчас сильнее, чем когда-либо. Он снова вошел в моду в 2021 году на волне восстановления мировой экономики и повышенного спроса на энергоресурсы, как менее дорогая альтернатива другим видам топлива. Конфликт на Украине лишь усилил эту тенденцию, вызвав эффект домино, который заставляет производителей электроэнергии бороться за поставки и поднимает цены до рекордных уровней. Но уголь все равно остается относительно дешевым и весьма востребованным, пишет Bloomberg.

Согласно отчету Bank of America от 1 апреля, уголь, сжигаемый на электростанциях, — один из самых дешевых источников топлива на планете. Его стоимость — 15 долларов за миллион британских тепловых единиц (BTU), тогда как себестоимость энергии при сжигании нефти — 25 долларов, газа — 35 долларов.

По данным Международного энергетического агентства, в 2021 году мир произвел больше электроэнергии из угля, чем когда-либо прежде, увеличив выпуск на 9% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что к 2022 году общее потребление угля — для выработки электроэнергии, производства стали и других промышленных целей — вырастет почти на 2% до рекордного уровня чуть выше 8 миллиардов метрических тонн и останется на этом уровне как минимум до 2024 года.

Но этот прогноз МЭА опубликовало еще в декабре. В настоящее время агентство планирует его пересмотреть (впервые в истории), чтобы учесть влияние ситуации на Украине. И, по всей вероятности, оценки спроса окажутся выше.

В Европейском союзе, чьи цели в области климата одни из самых амбициозных в мире, потребление угля в 2021 выросло на 12%, что стало первым увеличением с 2017 года (хотя это рост от низкой базы 2020 года). В США потребление угля выросло на 17%. Также оно увеличилось в Азии, Африке и Латинской Америке, Индии и Китае.

В результате цены на уголь взлетают до небес. Цены на фьючерсы на австралийский эталонный уголь для Азии, которые редко превышали 100 долларов за метрическую тонну, подскочили до 280 долларов в октябре, а в марте этого года достигли рекордно высоких 440 долларов. Европейский рынок следовал той же схеме, и даже в США, где в большей степени влияет внутренний спрос, цены в апреле достигли тринадцатилетнего максимума.

На этом фоне Европа отчаянно пытается уменьшить свою зависимость от России, доля которой в мировых поставках энергетического угля составляет около 18%. ЕС движется к запрету российского угля, стремясь одновременно сократить использование российского природного газа. Европейцы рассчитывают, что смогут платить за поставки не российского угля больше, чем другие покупатели. Это авантюра, которая стимулирует рост мировых рынков и может оставить без топлива развивающиеся страны, предупреждает агентство.

Заменить российский уголь будет непросто. Мировое производство до сих пор не восстановилось до допандемического уровня. Индонезия, крупнейший поставщик угля для электростанций, в начале этого года прекратила экспорт угля, чтобы обеспечить внутренние поставки. Производители в Австралии, еще одном ключевом экспортере, отметили, что их возможности для увеличения продаж ограничены. Экспорт с угольного терминала Ричардс-Бей в Южной Африке упал до 58,7 млн тонн в 2021 году, что стало самым низким показателем за 25 лет.

Горняки изо всех сил пытаются выкопать дополнительные тонны угля, но их возможности не безграничны.  К тому же горнодобывающие компании не торопятся наращивать инвестиции в производство, так как по-прежнему обеспокоены долгосрочными перспективами спроса, тем более что Организация объединенных наций подтверждает свое мнение о том, что миру необходимо постепенно отказаться от ископаемого топлива. И если первая фаза глобального энергетического кризиса была вызвана нехваткой природного газа, теперь наступает угольный кризис, констатирует Bloomberg.