Нет лучшего барометра неприятия глобальными инвесторами политики американского президента Дональда Трампа, чем доллар. С тех пор как Трамп вступил в должность, валюта США потеряла более 10% стоимости по отношению к евро, фунту стерлингов и швейцарскому франку. Доллар снижается по отношению ко всем основным валютам мира.
В последний раз доллар падал так сильно и стремительно в 2010 году, когда Федеральная резервная система лихорадочно печатала деньги, чтобы поддержать экономику после финансового кризиса, напоминает Bloomberg.
На этот раз инвесторов отпугивают ключевые пункты повестки дня Трампа:
- повсеместное повышение тарифов шокировало союзников и перевернуло торговлю с ног на голову;
- стремление к резкому снижению налогов приведёт к увеличению дефицита и долга;
- давление на ФРС с целью сократить процентные ставки;
- жёсткая юридическая тактика в отношении выступающих против его политики.
Игра с огнём
Давних наблюдателей рынка удивляет кажущееся безразличие команды Трампа к снижению курса национальной валюты. Конечно, они заявят о поддержке «сильного доллара», когда их спросят журналисты и законодатели, как это делали их предшественники на протяжении десятилетий. Но они мало что делают для попыток остановить его падение.
Среди трейдеров есть ощущение, что администрация хочет продолжить девальвацию доллара, чтобы поддержать производство в США. В какой-то момент даже начались разговоры, что Белый дом делает уровни обменного курса частью тарифных переговоров с торговыми партнёрами. Правда это или нет, но подобные спекуляции вызывают резкие колебания курса доллара: в прошлом месяце он рухнул на 4% по отношению к тайваньскому доллару всего за час.
Это опасная игра. Ежегодные потребности правительства в финансировании взлетели до более чем четырёх триллионов долларов после нескольких лет безудержного бюджетного дефицита. Большая часть финансирования поступает от иностранных кредиторов. Чем сильнее падает курс доллара, тем ощутимее их потери при конвертации инвестиций обратно в местную валюту.
«Трамп определённо играет с огнём», — сказал Bloomberg Стивен Миллер, консультант GSFM, подразделения канадской CI Financial в Австралии.
Если дела пойдут совсем плохо, может возникнуть своего рода порочный круг. Опасения по поводу доллара и дефицита бюджета побуждают иностранцев возвращать свои деньги на родину, что увеличивает стоимость заимствований и усугубляет как падение курса доллара, так и финансовые проблемы, которые усиливают опасения.
Мало кто предсказывает, что это действительно произойдёт, поскольку в прошлом США всегда находили способы выбраться из финансовых дыр. Однако мало кто готов это исключить. Это тот риск, который долгое время испытывали финансовые чиновники в развивающихся странах по всему миру. Но для США, выдающейся мировой державы и владельца самой желанной валюты в мире, это новая финансовая реальность, которая ещё не до конца осознана.
Доллар будет неуклонно падать
Миллер в числе тех, кто подозревает, что администрация Трампа или какие-то её фракции действительно могут выступать за ослабление доллара. И они могут быть очень успешны в этом, но рискуют потерять контроль над процессом, предупреждает эксперт.
Специалист рекламирует как альтернативу доллару золото, которое в этом году подорожало. То же самое говорит и генеральный директор DoubleLine Capital Джеффри Гундлах, который особенно обеспокоен ростом процентных ставок в США и тем, как это усиливает дефицит бюджета. «Расплата близка», — сказал Гундлах на конференции Bloomberg на прошлой неделе.
Днём ранее Пол Тюдор Джонс, один из пионеров инвестирования в макро-хедж-фонды, предсказал, что финансовые проблемы в США приведут к падению курса доллара ещё на 10% в течение следующих 12 месяцев.
Прогноз Джонса — яркий пример всё более популярного мнения на Уолл-стрит. Согласно консенсус-прогнозу аналитиков, курс доллара будет неуклонно падать по отношению к евро, иене, фунту стерлингов, швейцарскому франку, канадскому доллару и австралийскому доллару в течение следующих нескольких лет.
Morgan Stanley утверждает, что к следующему году доллар упадёт до уровней, которые в последний раз наблюдались во время пандемии COVID-19. А Goldman Sachs считает, что доллар переоценён на 15%.
Почему Белый дом так беспечен
Сомнения по поводу гегемонии доллара не новы. С тех пор как доллар объявлен мировой резервной валютой после Второй мировой войны, время от времени возникали приступы беспокойства. Однако устойчивость экономики США всегда возвращала доллар к жизни. Да и нет очевидных кандидатов на его замену. У всех остальных основных валют есть проблемы. Поэтому отток доллара в какой-то момент прекращается.
Несмотря на все опасения по поводу того, что доллар теряет статус актива-убежища при Трампе, в последние несколько дней он незначительно, но вырос. Это произошло после того, как Израиль начал атаку на Иран, которая угрожает взбаламутить Ближний Восток и подорвать нефтяные рынки.
Доллар был в основном стабилен (как и доходность казначейских облигаций) с тех пор, как введение тарифов Трампом вызвало трёхнедельный спад в апреле, в результате которого его стоимость упала на 4%. И сегодня доллар по-прежнему сильнее по отношению к большинству основных валют, чем когда Трамп покинул пост в 2021 году. На вопрос, обеспокоена ли администрация недавним падением курса доллара, представитель Казначейства указал на исторический контекст и отметил, что сегодня он сильнее, чем в среднем за последние четыре десятилетия.
Это может отчасти объяснить беспечность администрации. В течение многих лет Трамп и его ближайшее окружение выступали за ослабление доллара, чтобы помочь производителям конкурировать с дешёвым импортом и нанимать больше рабочих на заводах в стране. И хотя он молчал на эту тему с момента возвращения в Белый дом, многие считают, что данная идея продолжает формировать его взгляды на доллар. Аналитики указывают на решение администрации не спешить с ответом на появившиеся в прошлом месяце слухи, что она настаивает на ослаблении доллара в рамках переговоров о тарифах с Тайванем и Южной Кореей.
Данные слухи привели к падению курса доллара по отношению к обеим валютам, вызвав более широкую распродажу по всей Азии и усугубив его потери в этом году.
«Сигнал тонкий, но ясный: сила доллара сейчас может быть предметом переговоров», — отметил тогда директор по инвестициям Karobaar Capital в Чикаго Харис Хуршид.
Однако спустя несколько дней после распродаж председатель Совета экономических консультантов Стивен Миран опроверг такие предположения в подкасте Bloomberg Big Take DC. Миран заявил, что подобной политики в США не было.
Новые угрозы
Налоговый законопроект Трампа, который сейчас проходит через конгресс, предполагает снижение налогов для американских рабочих и компаний и увеличение ставки подоходного налога для инвесторов, базирующихся в зарубежных странах, политику которых США считают дискриминационной. Это ещё раз подчёркивает, насколько мало в администрации обеспокоены, что могут оттолкнуть глобальных инвесторов.
Но именно это беспокоит Миллера, консультанта GSFM в Австралии. По его словам, кажущееся безболезненным постепенное снижение доллара может быстро обернуться крахом в такой зависимой от зарубежного финансирования стране, как США.
«Сейчас вы всё больше полагаетесь на доброту иностранных инвесторов», — указал Миллер.
Налоговый законопроект Трампа в его нынешнем виде только увеличит финансовые потребности. По оценкам беспартийного Бюджетного управления конгресса, принятая нижней палатой версия увеличит дефицит бюджета США почти на три триллиона долларов в течение следующего десятилетия.
Даже если законопроект о налогах будет отклонён, финансовое положение правительства выглядит неустойчивым. Дефицит бюджета за последнюю пару лет вырос более чем до 6% от валового внутреннего продукта. Это рекордный показатель за всю историю, за исключением периодов войны или резкого экономического спада. А государственный долг вырос до 29 триллионов долларов, что составляет почти 100% ВВП. Десять лет назад данный показатель составлял 72%.
В мае США лишились своего последнего кредитного рейтинга AAA, когда рейтинговое агентство Moody’s понизило его, сославшись на растущий дефицит.
Несколькими неделями ранее инвесторы понизили рейтинг. Когда Трамп начал внедрять тарифный план, они стали относиться к казначейским облигациям, которые долго считались безопасным убежищем, как к рискованным активам, продавая и покупая их вместе с акциями.
Традиционная корреляция между казначейскими облигациями и долларом нарушилась. По мере роста доходности казначейских облигаций доллар падал. В течение многих лет всё было наоборот: растущие процентные ставки привлекали инвесторов к мировой резервной валюте, повышая её стоимость.
Но теперь, когда США становятся всё более изолированными на международной арене и всё глубже увязают в долгах, складывается совершенно иная динамика. Инвесторы продают казначейские облигации, повышают доходность, а затем выводят деньги из страны.
Корреляция доллара и облигаций остаётся инвертированной и сегодня. Партнёр и портфельный менеджер отдела глобальных ставок в Lord Abbett Лия Трауб говорит, что всё это является самоусиливающимся качеством. По мере того как глобальные инвесторы начинают отказываться от доллара, они снижают его стоимость, что ещё больше подчёркивает преимущества такой стратегии. Как только это происходит, говорит Трауб, «становится действительно трудно спрятать кота в мешке».