Экономика

Bloomberg: вслед за нефтяным Россия создаёт теневой флот для своего СПГ

0 3176

В ответ на западные санкции Россия создала теневой флот для своей нефти, а теперь, возможно, делает то же самое в отношении сжиженного природного газа.

По сведениям Equasis, глобальной базы данных по судоходству, за последние три месяца по меньшей мере восемь судов перешли в собственность малоизвестных компаний в Дубае. Четыре корабля относятся к ледовому классу и уже получили разрешение Москвы на плавание по российским арктическим водам этим летом.

Пока нельзя напрямую связать эти суда с крупными российскими компаниями, но детали поразительно похожи на манёвры по созданию теневого нефтяного флота страны, включая использование непрозрачных компаний и устаревших судов, сообщает Bloomberg.

«Есть несколько признаков, указывающих на усилия России по созданию теневого флота для СПГ», — сказал агентству основатель аналитического центра «Арктический институт» в Вашингтоне Малте Хамперт. В их числе он назвал покупку старых авианосцев, передачу судов ледового класса компании из Дубая и рекордное количество разрешений на использование Северного морского пути.

В сплочённой отрасли СПГ, которая в несколько раз меньше нефтяного рынка, закупка незнакомыми компаниями специализированных кораблей, стоимость которых может составлять сотни миллионов долларов, выглядит крайне необычно. Страховщики как минимум трёх танкеров указаны в базе данных Международной морской организации как «неизвестные», что является ещё одной характеристикой судов теневого флота.

Сегодня экспорту российского газа препятствуют санкции США, которые не пускают иностранные компании в российские арктические проекты и запрещают поставлять ледоколы для вывоза СПГ. Новые ограничения ЕС, которые вступят в силу в следующем году и ограничат доступ к европейские портам, ещё больше затруднят его транспортировку.

Но не все преимущества нефтяного теневого флота доступны в сфере СПГ. Переохлаждённое топливо требует более квалифицированных экипажей и более сложных технологий, поэтому подходящих судов меньше и их легче отследить с помощью спутниковых данных. В мировых водах курсируют 7500 нефтяных танкеров различных размеров, а флот СПГ составляет менее десятой части от этого количества.

Есть ещё один важный момент. Перевалка нефти с одного судна на другое может осуществляться прямо в открытом море, что является распространённым способом маскировки её происхождения. Для СПГ это гораздо сложнее, хотя и возможно, поэтому Россия до сих пор использовала европейские порты для манёвра.

На данный момент Россия является четвёртым по величине экспортёром СПГ в мире и имеет все основания продолжать поиск альтернативных путей выхода на рынок. Попытка создать теневой флот в текущих условиях выглядит вполне закономерно, считает старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Агата Демаре.

«Готовность Москвы создавать теневые флотилии служит иллюстрацией того факта, что санкции — это игра в прятки. Как только сеть обхода санкций заработает, западные власти нацелятся на неё, а затем она будет заменена другой в бесконечной игре в кошки-мышки», — заключила эксперт.