Впервые за последние двадцать лет город получил возможность предстать на своем празднике таким, каков он есть.
Отличие Краснодона от того же Луганска бросается в глаза — здесь практически нет табличек на прежней державной мове, да и «война стенок», характерная для столицы ЛНР, также не наблюдается: граффити в виде зубастых тризубов, жовто-блакитного папора и уж тем более черно-красного стяга украинских нацистов, здесь не найдешь даже на самых глухих окраинах. Зато с излишком хватает георгиевских лент и проклятий фашистам.
Не случайно, в ходе недавнего опроса горожан, 91% из них назвали свои родным языком — русский. Подобного результата не показал ни один город Донбасса.
Наверное, поэтому краснодонские улицы, в честь праздника облачившиеся в «эленеровскую» красно-сине-голубую гамму выглядели более чем органично. Признаюсь, я даже не могу представить, как они — улицы Краснодона, смотрелись раньше, в прежние дни города. Были «по самое ни хочу» выкрашены желто-голубой краской, а отцы города щедро размовляли с праздничных трибун? Если все это так, то выглядело не иначе как горячечным бредом…
За свое право быть русским Краснодону пришлось воевать. Не так много, как тому же Луганску (я уж не скажу про оккупированные Северодонецк, Лисичанск, сопротивляющийся Первомайск), но все же. Впрочем, наверное, труднее назвать те годы, когда город жил без войны, чем периоды его истории, когда земля здесь содрогалась от артиллерийских разрывов. Появился на свет как рудник Сорокино в год начала Первой мировой войны, затем была кровопролитная гражданская с последующим расказачиванием, далее Великая отечественная и немецкая оккупация, прославившие город подвигом юных героев «Молодой гвардии».
Молодогвардейцы и по сей день являются для Краснодона тем, что в нынешнем цинично- вестернизированном мире принято называть «брендом». Моцарт — бренд Зальцбурга, Жана д` Арк — Орлеана, не мы это придумали, но именно мы резво подхватили…
Хотя для краснодонцев — это просто земляки, которые несмотря на юность, продемонстрировали необычайную крепость духа, свойственную далеко не каждому взрослому. Без магнитиков и значков на продажу.
Для Луганщины же в целом эти юные герои еще и символ сопротивления нынешнему киевскому окружению и Украине, где в моде теперь заклички нацистов-бандеровцев, и персонажи, что вместе с гитлеровскими ордами хотели перекроить мир по собственным лекалам. Что пытаются сделать сегодня и их благодарные потомки.
Но вернемся к празднику. Все время, что я присутствовал там, меня не покидало ощущение, что я нахожусь в обычном русском городе, будь то Тверь, Хабаровск или Краснодар. Те же лица, тот же язык, та же музыка, те же уличные танцы, игры, самодеятельные коллективы и, конечно же, полевая кухня для мирных горожан. Симпатичные мальчики и девочки, несущие вахту возле памятника молодогвардейцам, ветераны с орденскими планками, батюшки в облачениях, казаки в мундирах, мотоциклисты в коже, и не какие-нибудь, а патриотические «Ночные волки», причем, не приехавшие из Москвы, а свои — местные.
Чем дальше, тем больше я ощущал всю гадостность плана по разрезанию тела единого русского мира, в угоду властным амбициям бывших коммунистических бонз, в одночасье перекрасившихся в «демократов», и их кураторов из заокеанской преисподней. Последние двадцать лет в краснодонцах искусственно пытались убить их русскость: насаждением мовы в школе и делопроизводстве, попыткой иначе трактовать историю, а то и вовсе переписать её. Наверное, кто-то дрогнул, но, в целом, Краснодон как был, так и остался антиукраинским.
Вопреки стараниям идеолога, в свою время росчерком пера подарившего весь Донбасс Украине, того, чьи памятники с таким упоением рушат получатели дара. И в пику деятелям последних лет, отбивших себе головы в поисках новых возможностей доказать людям, что «Украина — не Россия». Но разве шахтеры когда-нибудь верили болтунам?
Нынешнее столетие показало, что Краснодон не переделать. Ну, разве если только полностью выселить куда-нибудь его жителей и отобрать славное имя. Возможно, подобный план и держали про запас новые киевские «небожители», когда посылали сюда танковые армады и прицельно били по жилым районам ракетами и артиллерией. Но не обломилось.
Выходя с территории празднества, попадаешь на обычные краснодонские улицы. И то и дело натыкаешься на остовы масштабных строений, так и не обретших законченный вид. Видимо еще в советские годы, небольшому, но славному городу, хотели придать подобающую монументальность. Но новые хозяева похоронили все эти начинания, с упоением занявшись «деланием денег».
В нынешний, юбилейный год Краснодона, сразу за праздником начнутся будни. По всей видимости, довольно суровые. Молодой республике еще предстоит доказать свое право на жизнь, причем, уже не на полях сражений, хотя мало кто верит в то, что нынешнее перемирие с оккупацией половины территорий Донетчины и Луганщины — это надолго. Впереди долгая и зачастую неблагодарная работа над тем, чтобы дать людям работу, достойные зарплаты, условия жизни и труда, выплатить пенсии.
И здесь, упустить исторический шанс снова стать собой было бы непростительным преступлением. Как для тех, кто возглавил властные структуры ЛНР и идет на выборы, так и для политиков с «Большой Земли», наблюдающими за первыми и не всегда умелыми шажками маленькой русской страны. Не ошибитесь, господа, в очередной раз, ибо разломать всегда проще, чем восстановить. Но нормальной жизни на обломках уже не получится, мало того, разруха обязательно придет и к вам. Поэтому, приезжайте в Краснодон почаще, здесь, уверяю вас, есть над чем работать.