Государственные заимствования в Соединённых Штатах и большей части Европы неприемлемы. Существует огромное давление, требующее увеличения расходов на борьбу с изменением климата, оборону и старение населения. В конечном итоге всё это неизбежно вызовет повышение налогов на фоне инфляции. В этом уверен обозреватель агентства Reuters Хьюго Диксон.
Глобальный государственный долг в процентном отношении к объёму производства растёт практически непрерывно с середины 1970-х годов. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), он превысит 100% ВВП к 2030 году. Такой долговой нагрузки мир не видел со времён Второй мировой войны.
Проблема заключается в том, что правительства тратят больше, чем собирают в виде налогов. А заимствования могут быть устойчивыми только тогда, когда их доля в ВВП стабильна или снижается, отметил эксперт. Для этого годовой дефицит бюджета не должен превышать номинального роста экономики до учёта инфляции.
Среди богатых стран G7 наибольшие проблемы испытывают США, Франция и Великобритания. По прогнозам МВФ, дефицит бюджета их правительств в 2025 году составит 7,4%, 5,4% и 4,3% ВВП соответственно. При этом устойчивые номинальные темпы роста их экономик могут не превысить 4%, если рост экономики и инфляция составят 2%. Учитывая долг, который в 2024 году составил 121%, 113% и 101% ВВП соответственно, что-то придётся менять.
Долг других стран G7 не растёт, поскольку их годовой дефицит более-менее контролируется. Однако долг Японии в виде 237% ВВП и долг Италии в размере 135% тревожно высоки.
Только Германия и Канада находятся в приемлемом состоянии.
Способы сократить долг
Непосильное долговое бремя не всегда приводит к финансовому кризису. У богатых стран обычно есть много верёвок, за которые можно уцепиться. Это особенно актуально для государств с собственной валютой: США, Великобритании и Японии. В меньшей степени это касается Франции и Италии, которые вынуждены жить в соответствии с денежно-кредитной политикой Европейского центрального банка (ЕЦБ).
Но даже если день расплаты ещё далёк, заимствования не могут расти вечно. Однако простых способов взять их под контроль не так уж много.
Лучшим вариантом стало бы ускорение роста. Но если искусственный интеллект не станет чудодейственным стимулом для их экономик, в ближайшие годы рост богатых стран может замедлиться. Не в последнюю очередь потому, что президент США Дональд Трамп подрывает мировую торговую систему своими пошлинами.
Другой вариант — сократить государственные расходы. Но этому сопротивляется огромное общественное мнение. Вспомните Францию с её попытками повысить пенсионный возраст для своих граждан!
«Фактически структурные препятствия могут увеличить государственные расходы примерно на 3% ВВП в ближайшие годы», — отметил старший консультант Independent Economics Эрик Нильсен.
При этом выделяются следующие наиболее существенные статьи расходов:
- старение населения, приводящее к росту расходов на пенсии и здравоохранение;
- траты на оборону;
- расходы, связанные с климатическими изменениями;
- траты на инфраструктуру.
Ещё один способ контролировать растущий долг — это «финансовые репрессии», то есть политика искусственного снижения процентной ставки, которую вкладчики получают за финансирование правительства. Но это возможно только в том случае, если страна ограничивает трансграничные потоки капитала. Такое решение недоступно для стран вроде Франции, использующих единую валюту. Данный способ работает только при наличии профицита текущего счёта. В случае с США и Великобританией это не так: они экспортируют меньше, чем импортируют, и полагаются на иностранный капитал для финансирования своей деятельности.
Дефолт — ещё один способ снизить долг. Но это несерьёзный вариант для любой страны G7. Хотя всегда существует риск, что игра в «кто кого» между Белым домом и конгрессом приведёт к тому, что Вашингтон случайно пропустит выплату долга.
Остаётся два других способа стабилизировать уровень заимствований: повышение налогов и инфляция, которая сама по себе является своего рода тихим налогом. Оба варианта крайне непопулярны. Но США, Великобритания и Франция в конечном итоге будут вынуждены выбрать некую комбинацию данных сценариев, считает автор статьи.
Из двух зол выбирают подходящее
Инфляция во многих отношениях считается путём наименьшего сопротивления. Повышение налогов требует острых парламентских дебатов, тогда как рост цен обычно неумолимо накрывает избирателей.
Тем не менее в богатых странах есть независимые центральные банки, которым поручено поддерживать низкий уровень инфляции. Поэтому правительствам сначала придётся запугать финансовых опекунов, чтобы они выполняли их поручения.
Трамп уже пытается это сделать, критикуя главу Федеральной резервной системы Джерома Хайдена Пауэлла за слишком медленное снижение процентных ставок и пытаясь уволить его союзницу Лизу Кук. Но пока неясно, добьётся ли американский лидер своего.
Банк Англии тоже уязвим для давления со стороны политиков. Действующее правительство вряд ли пойдёт на это. Но всё будет потеряно, если партия «Реформы» (правая партия во главе с Найджелом Полом Фаражем, лидирующая в опросах общественного мнения) победит на следующих всеобщих выборах, которые должны состояться в 2029 году.
А вот ЕЦБ вряд ли откажется от полномочий по борьбе с инфляцией под политическим давлением. Это закреплено в договоре. Даже коалиция стран не смогла бы отменить его.
Так что Франция и другие страны еврозоны с непосильной долговой нагрузкой могут в конечном итоге повысить налоги. Это означает продолжение политических кризисов до тех пор, пока не появится лидер, способный убедить народ в необходимости принимать неприятное лекарство.
«В повышении налогов может быть и положительный момент. Если страны еврозоны пойдут таким путём к бюджетной устойчивости, в то время как США прибегнут к инфляции, то евро может превзойти доллар. Тем не менее богатые страны мира столкнутся с рядом неприятных выборов», — заключил эксперт.