Громкие теракты в Тегеране, произошедшие на фоне резкого обострения отношений целого ряда арабских стран с Катаром, — не случайное совпадение, считают некоторые эксперты. Они предполагают, что запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство», которая взяла на себя ответственность за эти атаки, на самом деле выполняла заказ, скорее всего, из Саудовской Аравии. Это — попытка рассорить Иран с Катаром, а также показать, что стабильность и безопасность Исламской Республики весьма иллюзорна.
«Иранская» версия
Такую версию выдвигают и в самом Иране. О причастности Эр-Рияда уже заявил генерал Хоссейн Салами, заместитель руководителя «Корпуса стражей исламской революции» (элитное спецподразделение иранской армии). Не исключают ее и эксперты, опрошенные «Ридусом», однако добавляют, что окончательные выводы можно будет делать только после официального расследования.
«За терактами может стоять кто угодно. Ответственность на себя взяло запрещенное в РФ „Исламское государство“, но они ли это совершили? Я, например, больше склоняюсь к тому, что это могли быть и какие-то другие группы. Но в данном случае считаю, что сами иранцы должны провести следствие и сделать официальное заявление. Только тогда мы сможем это событие как-то обсуждать и анализировать, потому что, возможно, они дадут какие-то намеки в этой ситуации», — сказала политолог Каринэ Геворгян.
По ее словам, Саудовская Аравия имеет сложные «терминалы взаимоотношений» с отдельными группами «Исламского государства» и «Аль-Каиды», хотя речь не идет о том, что саудиты напрямую их поддерживают.
Эксперт также отметила, что для Ирана теракты — отнюдь не диковинка. Она насчитала как минимум 14 достаточно крупных террористических атак на территории страны, правда, не в Тегеране. Но тогда на эти события никто не обращал внимания, они не становились заметной новостью в медиапространстве. А сейчас это носит несколько показательный характер.
Теракт напоказ
Нападения были совершены утром в среду сразу в двух важных точках иранской столицы. Одна группа террористов в женской одежде проникла в здание парламента страны, другая атаковала мавзолей основателя Исламской Республики Иран имама Хомейни. В результате терактов погибли 12 человек, 42 ранены.
При этом, как отметил в интервью «Ридусу» старший научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев, вообще в иранский парламент попасть очень сложно. В отличие от западных стран там очень высокий уровень безопасности, тебя тщательно проверяют, и просто так пройти невозможно. Поэтому для осуществления этого теракта должна была пройти серьезная подготовка.
«Довольно сложно сейчас по горячим следам на 100% сказать, что это и кто это. Может быть, теракты в Тегеране и связаны с катарской проблемой, но пока это лишь предположения. Однако исключать такую возможность тоже нельзя», — отметил эксперт.
Именно показательность терактов, при достаточно скромных масштабах, наталкивает на подобные размышления.
«Факт, что это попытка создать некий медиаэффект вокруг этих событий. Но я согласна с Клинцевичем, который сказал, что Иран ответит страшно. Я полагаю, они найдут способ для ответа. И посмотрим, что будет дальше», — констатирует Геворгян.
Иран нанесет ответный удар
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что теракты в мавзолее Хомейни, считающемся мусульманской святыней, и в парламентском комплексе Тегерана — смертельное оскорбление Ирану.
«Не сомневаюсь, что в ответ последует удар страшной силы. Иран — это не Западная Европа, чтобы спускать подобные оскорбления. Это — восток, и здесь совсем другие счеты», — пояснил он.
По словам сенатора, Иран входит в число немногих стран, реально противостоящих ИГ, но его ресурсы и политический потенциал в этой борьбе пока задействованы не полностью, поскольку до сих пор властям страны не приходилось воевать с террористами на собственной территории. Теперь же ситуация должна измениться.
«Террористы — и довольно скоро — еще пожалеют о содеянном», — уверен парламентарий.
«Единственное, что мы точно можем сказать, что как на Аравийском полуострове, так и на Ближнем Востоке ситуация раскачивается, и в наихудшую сторону. Такое впечатление, что все-таки мир толкают к экономике войны и к таким войнам в разной форме, которые впоследствии могут назвать третьей мировой», — резюмирует Геворгян.