«Мир Юрского периода» (Jurassic World)
США, реж. Колин Треворроу, в ролях: Крис Пратт, Брайс Даллас Ховард, Винсент Д’Онофрио, Ник Дж. Робинсон, Тай Симпкинс, Ирфан Кхан, Б. Д. Вонг, Омар Си, Джуди Грир.
Парк Юрского периода работает вовсю: свыше двадцати тысяч посетителей ежедневно, полный восторг, «индекс удовлетворённости — постоянно за 90». Тем не менее, у начальства растёт ощущение, что динозавры уже никого не впечатляют: они как слоны в зоопарке — стали привычны. Поэтому для поддержания интереса нужно «ещё больше, страшней, зубастей» — и вот уже готов новый «сногсшибательный проект»: генетически модифицированная самка вышла даже крупнее, чем ожидалось, и уже слопала своего близнеца. К тому же — неожиданно — она ещё умеет менять цвет и снижать собственную температуру, что и кладёт начало пожирательскому сюжету.
Самый правильный трейлер фильма «Мир Юрского периода»
В этой связи — единственная принципиальная претензия к фильму: вступление уж больно затянуто. Все мы знаем — чего лукавить, к четвёртой-то серии! — что динозавры существуют здесь не ради познавательного экскурса в биологию, а для того, чтобы всех рано или поздно сожрать. Ну и зачем тянуть — давайте!.. Однако авторы ленты старательно накручивают хронометраж, словно давая нам понять, что блокбастер менее двух часов — как бы даже и не блокбастер вовсе. Добавляя несколько человеческих (и уже потому явно лишних) линий, они как будто настаивают, что «Мир Юрского периода» — это не только ужастик со спецэффектами, но ещё и драма — в которой есть и про любовь, и про судьбы, и даже чуток про политику.
Так в центре повествования появляются два малолетних брата, при этом младший ревёт, догадываясь о грядущем разводе родителей («Им пишут два разных адвоката!»), а старший заглядывается на девушек, от сопляка отодвигаясь в сторону, чтобы те чего не подумали. И в парк они приехали не к динозаврам даже, а к тёте Клэр — той на них наплевать, она и возраста их даже не знает, но: семейные узы, восстановление связей, дело святое. Клэр здесь заодно за главную стерву, которую — мы сразу это понимаем — быстро приручит бывший морпех Оуэн: не зря же он добился выдающихся результатов в дрессировке велоцирапторов.
Фрагмент из фильма «Мир Юрского периода»
Ещё один персонаж, тянущий на себя одеяло, — безусловный гад, вынашивающий коварные планы по использованию этих рапторов в военных целях: «Они не знают страха, они сожрут врагов вместе с пуговицами, дай им волю!» — и позже: «Прикинь, если бы их могли использовать в Ираке». С ним всё даже не очевидно, а совсем уж прозрачно — и здесь авторы фильма позволяют себе отойти от реальности даже дальше, чем с выдумкой про динозавров: таких вояк никому не сожрать — подавишься.
Оно, конечно, да — совсем без людей история бы просела. Но проделайте мысленный эксперимент: выкиньте отсюда всю лабуду, оставив за единственную основу зубастика — уверен, вы получите ровно то, за чем пришли на это кино, без дополнительных излишеств и примесей. И признайтесь заодно: хорошо бы и крови побольше. Понятно, что заглотнуть свою жертву целиком — это гуманнее, что ли, да и возрастной рейтинг благодаря этому снижен. Но всё-таки для ленты в жанре «обосраться и не жить» тут преступно мало живого мяса — хотя намёков, впрочем, бывает тоже достаточно.
Фрагмент из фильма «Мир Юрского периода»
Лишь раз режиссёр не отказывает себе в удовольствии растянуть мучения самой неожиданной жертвы (её-то так зачем?!.), перекидывая занудную девушку из когтей одного зверя в челюсти другому до тех пор, пока на сцене не появляется самый гигантский. Подобная жестокость столь нехарактерна для этого, в общем-то, стерильного фильма, что становится даже смешно — именно тут понимаешь, что единственно верная для такого сюжета интонация была безвозвратно упущена.
А самый лучший момент и вовсе занимает долю секунды: во время налёта птеродактилей какой-то убегающий мужик не забывает захватить с собой два коктейля!.. Но хотя шутки здесь предпочитают не смаковать, в отсутствии юмора картину всё же не обвинишь: «Ты новенький? Как появилась эта вакансия, не задумывался?» — спрашивает, например, герой Криса Пратта служащего, выпавшего за ограждения. Актриса Брайс Даллас Ховард между тем показывает высший класс в беге на каблуках по пересечённой местности — что тоже очень круто и смешно, если подумать.
От первого фильма к четвёртому: добро пожаловать
Не то чтобы сами динозавры при таком раскладе остаются на втором плане — да нет, в этом отношении всё в порядке. Есть и миленькие «лапули», смирные настолько, что на них катаются дети, и доброжелательные травоядные, преждевременную кончину которых не грех почтить слезливой минутой молчания: жаль, они-то ни в чём не виноваты. Есть и та самая злобная тварь, ищущая на свободе своё место в пищевой цепочке, и старый добрый Ти-Рекс, выходящий в финале, дабы показать, кто всё же в доме хозяин…
Но право слово, они же теперь действительно как слоны в зоопарке!.. Это в 93-м, когда Спилберг выпустил свою первую о них картину, живые ящеры на экране были подлинной технической революцией, от которой по-настоящему захватывало дух. А сейчас ведь мы такого уже навидались… Да, смотрится всё просто «Ах!» — но есть ли в этом столь необходимый произведениям искусства элемент новизны?..
Вот почему в итоге всё и сводится к трём простым человеческим истинам: родителей надо слушаться, самую строптивую бабу можно объездить и всё хорошо, когда сильный мужик рядом. Кто бы спорил.