Общество Фоторепортаж

Большевики разрушили Садовое кольцо — мы восстановили: фоторепортаж

7 1091

Там, где не будет уже места яблоням, липам, кустарнику и гуляющей публике, а только лишь керосиновый смрад и толкучка железного хлама. Я выяснял этот вопрос, когда наматывал километры по западному полукольцу на арендованных двухколёсных друзьях человека. 

Как вы, наверное, помните из первой части велопрогулки, остановились мы на Сухаревской площади. Сейчас она, безусловно, красива, но 12 полос для транспорта из песни не выкинешь. Сто лет назад всё было куда благопристойнее и тише.

© Артур Popados ШигаповЯ повздыхал насчёт старых добрых времён и покатил дальше, в сторону Самотёки. Садово-Сухаревскую сделали просто идеально
© Артур Popados ШигаповНо всё равно это переработка вандальной расчистки круговой магистрали середины 30-х годов. Напомню, что после пожара 1812 года мудрая московская мэрия (ой!) повелела высадить сады и палисадники на месте снесённого земляного вала времён годуновской Смуты. Так и возник самый прекрасный столичный бульвар, уничтоженный большевиками. Ровно 80 лет назад Садово-Сухаревскую освобождали от зелени для проезда грузовиков. Корчевали раскидистые деревья, рубили кусты, срезали траву
© Артур Popados Шигапов

Небольшой ряд деревьев оставался в 60-х у Самотёчной эстакады — вон там, справа.

© Артур Popados Шигапов

Этой весной я побывал на месте и никакой зелени не увидел. Она погибла в сражениях с грязным воздухом и бездумными людьми, желающими жить в асфальтовом мешке.

© Артур Popados Шигапов

Осенью она должна появиться на новых пространствах, отвоёванных живыми людьми у машин Скайнета.

© Артур Popados Шигапов

На Самотёчной площади после глобального ремонта уже наладилась жизнь. С лотков продают книги классиков: «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, путеводитель Шигапова по Амстердаму и набоковскую прозу.

© Артур Popados Шигапов

Испытав неимоверную гордость, покатил в сторону Оружейного переулка, временно приютившему неудачный памятник «русскому Шмайсеру». Зато увидел много чего красивого — например, скверы и широченный пешеходный променад.

© Артур Popados Шигапов

Ну, вы же помните, какой унылый совок здесь был ещё на нашей памяти?

© Артур Popados Шигапов

Никогда бы не подумал, что посреди чёртового Садового кольца можно обустроить пространство, приятное для времяпрепровождения. Мы добрались до самой лучшей его части, витрины и гордости — дальше всё будет по самым высоким мировым стандартам.

© Артур Popados Шигапов

Москвичи отдыхают у цветочных клумб в строгом соответствии с модой нашего времени: мальчики и девочки раздельно. Заговаривать на улице запрещено, для этого есть сайты знакомств.

© Артур Popados Шигапов

Другие просто используют уютные спальные места по прямому назначению.

© Артур Popados Шигапов

И лишь мой папарацци-велосипед накручивает километры, приближаясь к апофеозу и апофигею современной градостроительной мысли — Триумфальной площади. Но я не был бы Попадосом, если б не разбавил сладкий елей смачным ядовитым плевком. Дело в том, что к третьему часу заезда меня уже конкретно задолбали подземные переходы.

© Артур Popados Шигапов

Это самое главное препятствие для передвижений по Садовому. Глубокие, с крутыми подъёмами и спусками. Трудные для переноски велосипеда даже для меня, здорового мужчины. Что уж говорить о хрупких женщинах или тем более инвалидах?! Как они преодолевают эти городские катакомбы, для меня до сих пор загадка. Целиком поддерживаю идеи Варламова о необходимости наземных пешеходных переходов. Ты должен спокойно проехать Садово-Триумфальный сквер, пересечь на светофоре Тверскую-Ямскую и выехать на главное общественное пространство обновлённой городской витрины, чем Садовое и обязано стать.

© Артур Popados Шигапов

И главный экспонат этой витрины уже давно притягивает к себе толпы молодёжи. Я много чего видел, но уверенно вношу Триумфальную площадь в десятку лучших мировых по планировочному решению и исполнению. Сюда хочется ехать, здесь находиться и отдыхать, катататься на качелях, жрать бургеры и целоваться, несмотря на соседство двух самых загруженных городских магистралей.

© Артур Popados Шигапов

И далее, до самой Кудринской, Садовое стремится выглядеть так, словно и не было налёта большевиков, желавших сделать из бульвара рабоче-крестьянский проезд. Оно должно быть дорогим, изысканным, буржуазным.

© Артур Popados Шигапов

Проезжая часть отгорожена деревьями и кустарниками. Лет через пять там будет зелёная стена, в память о кольце палисадников, погибшем в боях с краснопузыми.

© Артур Popados Шигапов

Выезды из дворов сделаны безбарьерными, для удобства колясочников и велосипедистов.

© Артур Popados Шигапов

Правда, братки-быдланы из 90-х по-своему трактуют безбарьерность: как повод закатить своё корыто поближе к офису, чтоб не дай бог пройти лишние 10 метров. Для таких существует приложение мобильного наказания «Помощник Москвы». Фоткаешь, отправляешь, браток получает штраф. Очень удобный и интересный квест.

© Артур Popados Шигапов

Сразу видно, что строители старались, имея в виду соседство главного мирового инспектора — посольства США)) Выйдет на балкон крепости на Новинском бульваре господин Тефт, глянет на противоположную сторону улицы и произнесёт знакомые слова.

© Артур Popados Шигапов

«Это ещё он не видел Кудринскую, утопающую в садах, а не автомобилях. Мы тоже не видели, но интернет помнит всё.

© Артур Popados Шигапов

«Посмотрим на посла сквозь высаженные в прошлом году деревья и промычим что-то про нужную визу, желательно без очереди.

© Артур Popados Шигапов

Дотянем до Нового Арбата, поменяем велик на новые бесплатные полчаса. На Садовом даже распоследний кыргыз становится немножко хипстером, тянущимся к прогрессу. Так городская среда влияет на людей.

© Артур Popados Шигапов

В Бишкеке, напомню, у них совсем другие дела.

© Артур Popados Шигапов

Но главный вопрос, который меня занимал, всё же связан с судьбой Зубовской площади. Так она выглядела на красивом рендере.

© Артур Popados Шигапов

Уж слишком идеально-зелено, и читатели писали мне, что всё враньё и никогда такое счастье с местом смыкания Зубовского и Смоленского бульваром не случится. Тем более что в апреле площадь представляла собой банальную автомобильную развязку, к которой даже подходить не хочется.

© Артур Popados Шигапов

Что теперь? Не знаю, не знаю. Судя по количеству газонов для высадки деревьев, получится нечто среднее между оптимистичным рендером и вечным московским ожиданием большой задницы.

© Артур Popados Шигапов

Много саженцев не воткнёшь — мешают электрические столбы.

© Артур Popados Шигапов

На следующий год, короче, посмотрим и сравним «ожидания vs реальность». Имхо, реконструкторы опять испугались делать всё слишком радикально-хорошо и выбрали китайский «срединный путь».

Зато на подходе к метро «Парк культуры» и Крымскому мосту смелость снова к ним вернулась, и, похоже, сказка о чудесном превращении здесь исполнится на 100%.

Было:

© Артур Popados Шигапов

В процессе:

© Артур Popados Шигапов

Должно быть зимой:

© Артур Popados Шигапов

Вот я почти и совершил полный оборот на велосипеде по Садовому кольцу, от Октябрьской площади до неё же. Какие выводы? Это один из лучших городских веломаршрутов, и был бы ещё лучше, если б у Дептранса хватило смелости отгрызть у автомобилей полноценную велодорожку. 

Проложить пешеходные переходы через множество радиальных улиц. Уверен, что в будущем это обязательно состоится, другого пути просто нет. Садовому на роду написано стать главным столичным бульваром, выставкой московских достижений, прогулочным променадом и туристической жемчужиной. 

Ну где вы ещё увидите целый парад архитектурных стилей — от классики до сталинского ампира и советского конструктивизма? И всё — на логичном кольцевом маршруте, без необходимости возвращаться назад?

© Артур Popados Шигапов

Где ещё такие виды, удобные съезды и сходы к паркам и достопримечательностям центра, лучшие виды?

© Артур Popados Шигапов

Да, мне очень хотелось бы вернуться в прошлое и увидеть Садовое таким, как на старых выцветших фотографиях.

© Артур Popados Шигапов

Но мы живём в реальном мире, в городе, где главным всегда считалось удобство заколачивания бабла. Тротуары, газоны и велодорожки в эту парадигму явно не вписываются и встречают просто бурю возмущений и недовольства. 

Чтобы преодолеть всё это и привести Москву в ХХI век, нужно иметь просто-таки стальные яйца, как у сингапурца Ли Куан Ю или нью-йоркца Майка Блумберга. 

Закалилась ли в нужных местах московская сталь, мы узнаем в ближайшие 2—3 года, будет интересно. 
Или вам уютнее в 90-х?