Общество

Большие тачки для большой страны

8 387

КАМАЗ на полигоне. Ждет, пока на нем покатаются. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Команда мечты

Пасмурным утром 15 июня небольшой канадский самолет Bombardier на 50 мест доставил группу журналистов и блогеров из пасмурной Москвы в солнечные Набережные Челны, где в это время пилоты команды «КАМАЗ-Мастер» проводили тренировку перед ралли-рейдом «Шелковый путь».

Команда «КАМАЗ-Мастер», созданная в 1988 году и представляющая Россию на крупнейших гонках внедорожников и грузовых автомобилей, 10 раз становилась победителем Дакара. Вторые и третьи места никто даже не берется считать.

Сам полигон. Живписное место. © Антон Белицкий/Ridus.ru

«КАМАЗ-Мастер» начинал как дочернее предприятие самого «Камаза», а семь лет назад стал самостоятельной организацией, отделившись от завода и образовав собственное юридическое лицо.

Теперь у команды штат в 100 человек, свое помещение, крупные спонсоры и партнеры (среди них банк «ВТБ», «Транснефть» и Red Bull) и сразу два юбилея подряд. Собственно, пять лет самостоятельности в этом году и 25 лет команде — в следующем.

Пыльное бездорожье и скорость побольше. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Внутри кабины поездка ощущается жестковато. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Серьезные гонки

На специальном тренировочном полигоне, который больше напоминает разбитую песчаную дорогу в лесу, у своих грузовиков трудятся Айрат Мардиев и Антон Шибалов, пилоты команды.

Журналистов они не стесняются: напротив, охотно катают по площадке, демонстрируя возможности машин. Журналисты же поначалу боятся и стесняются, а потом просят разрешения еще раз посидеть в просторном камазовском кузове.

Автомобиль порой "подлетает" на вполне приличную для него высоту. © Антон Белицкий/Ridus.ru

И некоторое время "парит" в воздухе. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Первая поездка с пилотами «Мастера» - дело крайне волнительное. Пилоты носятся на огромных грузовиках так, будто управляют легчайшими болидами «Формулы-1». В повороты Айрат и Антон входят без тормозов, под 100 километров в час.

Суровый грузовик пробил колесо. Ожидает помощи от своих хозяев. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Пилот здесь и механик и инженер. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Это не бравада, а нормальная тренировка, закаляющая нервы перед очередным ралли. Кстати, без эксцессов на тренировке тоже не обошлось. У одной из машин пробило колесо. Парни тут же принялись его менять. И снова, несмотря на размеры автомобилей, все это больше напоминает пит-стоп на легковом ралли.

В салоне пусто. Экипаж меняет колесо. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Работа для настоящих мужчин. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Проверка нового колеса на прочность. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Еще один осмотр перед дорогой. © Антон Белицкий/Ridus.ru

И можно ехать. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Проводив взглядом местных жителей. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Сердце команды

Примечательно, что по уставу никакой прибыли «КАМАЗ-Мастер» не получает. Все, что удается заработать на гонках, идет на модернизацию, организацию ралли и решение внутренних задач.

Врррум-врррум-вррррр. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Большой грузовик на отдыхе. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Так что бюджет команды состоит из спонсорских взносов и прибыли с продаж собранных вручную грузовиков под заказ. А завод КАМАЗ является лишь стратегическим партнером «Мастера».

Здесь живут машины. © Антон Белицкий/Ridus.ru

База команды, построенная спонсорами, впечатляет. Здесь, кажется, есть все, что только может быть на современном предприятии: спортивный зал, комната отдыха, бассейн и, конечно, просторный ангар для камазовских «лошадок».

А здесь люди. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Просторный бассейн на базе команды. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Шапочки для бани. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Станция испытания двигателей. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Рядом с ангарами расположена современная станция испытания двигателей. Здесь нам честно признаются, что используют при сборке чешские поршни и немецкий пружинный клапан: в России их изготовление технически невозможно. Кстати, такой собранный вручную двигатель может выдержать в гонке до 50 тысяч километров.

Она же. © Антон Белицкий/Ridus.ru

И еще раз. © Антон Белицкий/Ridus.ru

А здесь опять можно отдохнуть. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Зона отдыха больших грузовиков и их младших братьев. © Антон Белицкий/Ridus.ru

В ангаре для КАМАЗов "Мастера". © Антон Белицкий/Ridus.ru

Важен каждый узел. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Каждая деталь должна быть тщательно проверена. © Антон Белицкий/Ridus.ru

И перепроверена. © Антон Белицкий/Ridus.ru

В цеху команды. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Последние штрихи. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Владимир Чагин и его трофеи. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Заходим в кабинет одного из самых уважаемых людей в команде «КАМАЗ-Мастер», семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина. Всю стену здесь занимают полки с многочисленными наградами и кубками.

А вам слабо? © Антон Белицкий/Ridus.ru

Спортивную карьеру Владимир Геннадьевич закончил в феврале 2011 года. С тех пор он возглавляет некоммерческую структуру «КАМАЗ-Автоспорт», а также тренирует будущих победителей «Мастера».

Еще кабинет. © Антон Белицкий/Ridus.ru

После экскурсии по комнате с трофеями журналистов повели к самому Владимиру Чагину. Вместе с ним на пресс-встрече был и Семен Семенович Якубов, руководитель «КАМАЗ-Мастера», основатель команды и ее живая легенда. Большинство побед Чагин делит именно с Якубовым, который в паре с ним выступал в роли штурмана.

Семен Семенович Якубов. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Маститым спортсменам задавали множество стандартных вопросов: как тренируете команду,  какие ваши планы (побеждать — какие же еще?). Интереснее всего было послушать о том, как в «Мастер» приходят новые ребята. Ведь с молодым пополнением в российском спорте всегда какие-то проблемы.

Семен Семенович рассказал, что к гонкам на больших машинах приходят с машин маленьких. Сначала ребята увлекаются картингом, потом ради интереса приходят в цеха КАМАЗа, где навсегда влюбляются в грузовики.

А уж потом тренировка на базе команды, возможное включение в саму команду, и гонки по бесконечным пыльным дорогам Южной Америки (а раньше и Африки). И уже потом — победы, радость и снова упорные тренировки. Из года в год.

Кстати, сейчас «КАМАЗ-Мастер» упорно готовится к ралли «Шелковый Путь», которое проводится с 2009 года на дорогах России, Казахстана и Туркмении. В 2009 и 2010 годах в нем победили наши ребята.

В этом году участников ждет трасса «Москва-Геленджик». Организаторы обещают семь сложнейших этапов и маршрут общей длиной в четыре тысяч километров. Самое время болеть за Россию. Особенно с учетом того, что с футболом у нас пока не очень получается.