Кино

Бондарчук сыграл свою лучшую роль: погибшего по пьяни гения-гуляку

3 2307

«Призрак»

Россия, реж. Александр Войтинский, в ролях: Фёдор Бондарчук, Семён Трескунов, Ксения Лаврова-Глинка, Ян Цапник, Игорь Угольников, Алексей Лукин, Ани Петросян, Анна Антонова, Софья Райзман.

Сайт фильма

Юрий Гордеев — человек талантливый, но ненадёжный. С одной стороны — авиаконструктор, вместе с товарищем создавший самолёт, способный взлетать хоть со ста метров. С другой — бабник и зазнайка, готовый в любой момент изменить подруге с первой попавшейся юбкой и даже не забивающий себе голову тем, кто у его друга — сыновья или дочки. И самая страшная его привычка — вдрызг напившись, пьяным садиться за руль, разговаривая к тому же по мобиле. Хорошо ещё, что той роковой ночью дорога была пустая — и он не въехал ни в людей на остановке, ни в машину на встречке; сам погиб, да хоть не убил никого.

Трейлер фильма «Призрак»

В принципе, дальнейшему следовало бы быть нравоучительной драмой — решительно осуждающей и пьяную езду, и гулянки «налево», и безудержное фанфаронство героя. Да, пусть он гений — но безответственное поведение неприемлемо даже в таком случае. Оказавшись в аду (только так и никак иначе), Гордеев должен был бы понять, осознать и под конец исправиться — допустим, превратившись из закоренелого беса в добропорядочного ангела.

Но в стране, где всё вышеперечисленное не считается почему-то пороком, данный сюжет обернулся жизнеутверждающей комедией про добродушное привидение, а Фёдор Бондарчук постарался сделать своего задержавшегося на девять дней бестелесного персонажа максимально обаятельным, чтобы любой мог бы с улыбкой сказать: «Может, он и сукин сын, но он наш сукин сын!»

Кадр из фильма «Призрак»

В картине, где определённо отсутствует монолог с призывом не садиться всё-таки пьяными за руль, налицо противоречие: воспевая вроде бы прелести бытия (девочки, самолёты, все дела), она недвусмысленно даёт нам понять, что и смерть — это тоже круто. Имеются определённые неудобства, не без того, зато можно проходить через стены, да и несущиеся на тебя машины уже не страшны, даже прикольно.

Что особенно важно: ты вовсе не обязан быть идеальным, как памятный многим герой Патрика Суэйзи (тот, кстати, словно подмигивает нам с плаката «Грязных танцев»); в раю тебя примут и бухого. «Главное взлететь, а там разберёмся», — говорит Гордеев о предстоящем ему небесном суде; и не возникает никаких сомнений, что этот-то уболтает любого стража с крылами. Так что если говорить о моральных ориентирах, которые авторы ленты предлагают своим молодым зрителям, то они не очевидны, если не сказать — сомнительны.

И это притом, что по жанру «Призрак» — школьная комедия, фильм для подростков. Похоже, сыграл свою роль «эффект Карлсона»: идеальный образец для подражания скучен, но когда мужчина в самом расцвете сил в меру порочен — это самое то, чтобы привлечь внимание подрастающего поколения.

Кадр из фильма «Призрак»

Таковое представлено в картине в лице Вани Кузнецова из восьмого «А», который боится темноты и высоты, заикается и покорно принимает от одноклассников кличку «Тюлень». И вынуждено смиряется с чрезмерной материнской опекой: любящая мама до сих пор подшивает к его рюкзаку бирку с именем и адресом и водит сына на танцы, лелея мечту вырастить из него великого танцора. По каким-то необъяснённым нам причинам именно Ваня, единственный на всём белом свете, видит Гордеева, восставшего из гроба.

Поначалу он его, конечно, боится. Потом просто опасается и пытается игнорировать. Дальше в дело вступают давно отработанные и безотказно действующие схемы. Шаг первый — старший товарищ помогает младшему выделиться на уроке: класс, словно нарочно, как раз проходит законы динамики, что даёт покойному возможность продемонстрировать свои навыки и умения. После чего настаёт черёд более важных для жизни побед: Ване нравится Полина, и ловелас со стажем даёт неумелому отроку ценные советы, ценнейший из которых: «Женщины любят наглых». Нууу… Учителям и классным наставникам, короче, тоже имеет смысл посмотреть эту ленту, чтобы понять ту перемену, которая сейчас наверняка произойдёт с ещё недавно тихими отличниками…

Как записывали песню из фильма «Призрак»

История притирки двух столь непохожих персонажей и составляет, собственно, суть комедии. Отличная игра Семёна Трескунова, его подвижность и пластика вкупе с точечными, но меткими спецэффектами, заставляют зрителя если не поверить в подлинность происходящего, то как минимум принять фантастический сюжет на веру — что уже составляет львиную долю успеха.

В чём-то мальчик перещеголял здесь самого Бондарчука, для которого роль в «Призраке», несомненно, лучшая в его актёрской карьере. Собрав воедино всё, что уже было отыграно им неоднократно, все свои ужимки и гримасы, давно и хорошо нам знакомые, все те находки, что были бездумно растрачены в прошлые годы на второплановых персонажей, Бондарчук в 47 лет создал, наконец, коронный свой образ, идеально ему подходящий, сидящий на нём как влитой. Как уже было сказано выше, талант артиста позволил превратить явно отрицательного персонажа в милого «душку».

Их обоих, впрочем, оставляет за бортом Ксения Лаврова-Глинка, с блеском оправдавшаяся за тошнотворные «Берцы»: это там она копалась в высосанной из пальца псевдо-грязи под руководством чтящего себя «автором» режиссёра — а здесь идеально попала в крепкий «зрительский» жанр, создав вмиг узнаваемый и крепко укоренённый в реальности характер мамаши, полностью посвятившей себя единственному чаду. Конечно, она отчаянно «комикует», доставая из шкафа маленькие костюмчики для танцев, бережно хранимые там год за годом; но даже у капустника есть свои правила игры, которые актриса нисколечко не нарушает.

Кадр из фильма «Призрак»

Несмотря на отмеченную неоднозначность сюжета, следует всё же признать, что для российского кино «Призрак» — явление в своём роде даже выдающееся. Закрыв, опять же, глаза на имеющиеся нюансы и сюжетные натяжки, заткнув уши в тот момент, когда начинаются совсем уж «сопли», нельзя не сказать, что в целом это очень хороший, а главное совершенно нестыдный фильм, заметно выделяющийся на фоне прочих отечественных образцов. Сам факт того, что у нас могут снять бодрую и не пошлую комедию, в которой присутствует хоть какой-то смысл, вызывает воодушевление; важно ещё, чтобы авторы собрали волю в кулак и обошлись без сиквела.